Индивидуализация и индивидуальный подход

Воронцова Надежда Сергеевна

Индивидуальный подход и индивидуализация.

В чём главное отличие этих понятий?

1)    Часть учёных не видит разницы между этими понятиями (Тубельский А.Н., Эльконин Д.Б.)

2)    Другие связывают одно с другим:

Индивидуальный подход – это принцип обучения и воспитания,

а индивидуализация – это организация процесса обучения  с учетом   осуществления этого принципа, т.е. особая технология обучения со своими способами, методами и т.д.  и  т.п.

3)    Третьи  разделяют эти понятия (в частности, Т.Ковалёва):

и индивидуальный подход, и индивидуализация  - это принципы суть разных технологий обучения.

 

           Индивидуальный подход хорошо известен в традиционной педагогике. Учитель, который обязан впихнуть в головы детей «академический» образовательный стандарт (о нем мы говорили в прошлой статье), и который видит, что дети, сидящие пред ним, разные, и по-разному информацию воспринимают и обрабатывают, — такой учитель пытается вложить каждому ученику единое учебное содержание определенным, этому ребенку подходящим способом. Естественно, мы говорим об Учителе с большой буквы, потому как большинство такими тонкостями не заморачиваются.

           В противовес этому подходу, принцип индивидуализации не предполагает ни единого, общего для всех, содержания, ни даже наличия традиционного учителя. Учитель останется, но изменится его функция: из заложника учебной программы, вколачивающего стандартную информацию в нестандартные головы, он превратится в наставника и со-творца индивидуальной образовательной программы учащегося.        

            Отсюда понятие «тьютор».