Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность

Николаева Эльвира Владимировна

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

 

723
2eda08da92b8.jpg

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих

способностей детей через игровую деятельность

Психолог

Берчатова Э.В.

Д/сад «Солнышко»

2006 г.

        Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выгодского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим.

        Способности человека – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Творческие способности определяются созданием предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

        Развитие творческих способностей детей составляет важную задачу процесса их обучения и воспитания, так как способствует проявлению инициативы и познавательной активности, стимулирует интерес к творческому поиску, открывает возможности активного познания мира и себя. Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Творческие способности раскрываются в процессе выдвижения и реализации новых оригинальных идей, не только на этапе зрелого возраста, но уже в детстве. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не просто детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

        Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели – творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявлении инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Только степень новизны оценивается по-другому. Ребенок открывает, создает что-то новое для себя – субъективно новое. Поощрение творческих проявления особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем. Развитие творческих способностей или предпосылок к нему начинается уже в раннем возрасте.

        Уже в 3-4 года на занятиях по изодеятельности дети используют цвет для передачи эмоционального отношения, оттенков настроения. Выполняя задания через игру и игровые действия, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш испытывает удовольствие от вида деятельности, тем больше ему хочется делать, ему интересен не результат, а сам процесс деятельности.

        И все-таки ярко способности начинают развиваться в старшем дошкольном возрасте. Дети этого возраста уже сами могут проявлять творчество в составлении сказок, в рисовании картин, в организации игр, в конструктивных и развивающих играх. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: это сенсорные эталоны, символы, знаки, прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, планы. Использование таких обозначений позволяет детям обобщить свой непосредственный опыт, выделить в деятельности наиболее существенные для решения задачи стороны.

        Ряд исследований отечественных психологов (Леонтьев, Эльконин, Запорожец) показали: развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности: конструировании, изобразительной деятельности, речевой и игровой.

        Игра – это поле свободной творческой деятельности. Вхождение в роль, развитие ее отношений как своих, когда ребенок умеет вживаться в роль, чувствовать ее отношение, играет огромное значение в развитии творческих способностей. Для того, чтобы игра была интересной. Нужно развивать фантазию детей, учить их наделять привычные вещи необычными свойствами, овеществлять живое, одухотворять неживое, придумывать новые сюжеты, смешные истории.

        Известный итальянский сказочник Джанни Родари написал книгу «Грамматика фантазии», где описал приемы, способствующие развитию воображения. Описанные им приемы оказались настолько универсальными, что их с успехом применяют для развития творческих способностей в детской игре.

        Развивающие игры – это большой потенциал для развития творческих способностей детей. Они, конечно, не могут заменить «железа» и «верстака с инструментами», не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям, это только одно из средств развития способностей. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры могут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

        Развивающие творческие игры позволяют каждому ребенку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

        Какие развивающие игры и игровые задания мы используем в своей работе?

        – «На что похоже?»

        Цель: поиск сходных признаков далеких друг от друга предметов.

        – «Оживший предмет»

        Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.

        – «Что бывает?»

        Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет.

        – Говорить от имени»

        Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.

        – «Найди предмет с заданным характером или настроением»

        Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи. (пример: найди самую грустную куклу).

        – «Оживший предмет»

        Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи – гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).

        – Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.

        – «Игра-соревнование»

        Цель: кто больше назовет красивых слов, проведет больше линий, быстрее пройдет по извилистой дороге; кто больше составит оттенков определенного цвета.

        Для организации работы по развитию творческих способностей в разных видах деятельности необходимы игры нового типы, игры, моделирующие сам творческих процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.

        Для развития дошкольника основной путь – это обобщение своего собственного чувственного опыта, что дает возможность применять его к самому широкому классу задач. Это отличает способности от конкретных знаний и умений.

        Можно знать, например, виды животных, называть их, но не уметь анализировать и доказывать. Почему, то или иное животное ведет присущий ему образ жизни или как связан человек со всей живой природой. Ребенок-дошкольник опирается прежде всего на наглядные средства. Поэтому основным в образовании творческого начала дошкольника мы считаем организацию собственного опыта, которые взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств – эталонов, символов, условных заместителей, моделей и схем.

        Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма при его организации это наблюдение и экспериментирование, например, при ознакомлении с природными явлениями и временами года. Здесь обязательно нужна помощь взрослого, чтобы помочь увидеть новое в знакомом. Только потом взрослый помогает обобщить опыт и обозначить его символом: круг, квадрат, треугольник, пятно белого цвета, снежинка, сосулька и т.д.

        Второй формой в организации опыта ребенка будет проживание им в различных ситуациях. Мы используем накопленный опыт детей и учим их выражать свое отношение. Взрослый подводит ребенка к раскрытию некоторых закономерностей, и учить выражать свое впечатление. Так, знакомясь с характерными признаками зимы педагог создает ситуацию вживания посредством прослушивания музыкального произведения, а также посредством вхождения, например в картину (опыт Зубаревой – остановиться, послушать, посмотреть, почувствовать). Дети, вживаясь в образ, выражают свои чувства (кружатся как снежинки, дрожат от холода как зайчата). Дети выражают свои впечатления языком движений, языком живописи, языком музыки.

        На протяжении всего дошкольного возраста развиваются творческие способности детей. Они непосредственно связаны с психическими процессами, особенно с воображением. Любое творчество ребенка означает попытку выразить себя, свое отношение к миру.

        Во-первых, развитие творческих способностей нужно начинать с самого раннего возраста. Во-вторых, задания всегда создают условия, опережающие развитие способностей. В-третьих, понимаясь каждый раз до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно. В-четвертых, творческие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры с детьми, взрослые, незаметно для себя, приобретают очень важное умение, это умение сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решение.

        Итак, мы пришли к выводу как же надо развивать творческие способности. Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего возраста. То есть с очень раннего по современным представлениям. Второе важное условие эффективного развития способностей – это необходимость окружения ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

        Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные снаряды, мастерскую с материалами и инструментами, строительные материалы, измерительные приборы, развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих задач и многое другое. Все это составляет развивающую среду, существенно раздвигает мир детей, расширяет их возможности познавать. При этом предоставляется ребятам большая свобода в выборе занятий, их последовательности во времени и способах работы.

        Третье, чрезвычайно важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимается выше и выше. И здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое важное условие. Ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его  интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

        Но представленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Вот последнее, пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей.

        Классификация способностей очень велика и до конца еще не изучена. В дошкольном возрасте это могут быть художественные способности, речевые, интеллектуальные, конструктивные и многие другие. Чтобы правильно строить работу по развитию способностей, необходимо выявить склонности ребенка, изучить и подобрать индивидуальные программы и лишь потом строить работу.

        Мы же в своей работе опираемся на средний уровень развития ребенка. Отсюда и строим работу. Это значит, что мы закладываем только предпосылки для развития творческих способностей детей.

        Что же касается развития личности ребенка, то наиболее значимые качества определяются, в основном, не специальными воздействиями, а общим характером взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому определяющим в этом отношении мы полагаем реализацию личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентацию на общечеловеческие ценности.

        Развитие же собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.

        Понимание того, какие средства, в какой последовательности и на каком содержании следует давать детям дает возможность проводить с детьми различную работу в различной форме и на различном материале.

        Главное условие успешности работы по развитию творческих способностей – это четкое осознание его развивающей цели, вместе с детьми открывая способ решения.