Суровый климат Приамурья и Сахалина подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие. При таком климате люди искали естественные способы защиты своего организма от холода и болезней, уделяя особое внимание народной медицине.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_medicine.doc | 664 КБ |
Министерство образования и науки Хабаровского края.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4.
«Народная медицина малочисленных народов Приамурья и Сахалина»
Исполнители работы:
№ | ФИО учащихся | класс |
1 | Борисов Алексей Александрович | 10 А |
руководитель
Карпенко Алена Александровна
учитель истории
г. Николаевск-на-Амуре
2012 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2
коренных народов этого региона……………………………………..5
А) перечень средств народной медицины эвенков.........................................6
Б) перечень средств нивхской народной медицины………………………9
В) перечень средств нанайской народной медицины………………………12
Заключение…………………………………………………………………….14
Литература ……………………………………………………………………..16
Приложение……………………………………………………………………..17
Введение
«Здоровье — это конечно, еще не все,
но если нет здоровья,
то все остальное не имеет значения».
Хальдодан Малер
Суровый климат Приамурья и Сахалина подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие. При таком климате люди искали естественные способы защиты своего организма от холода и болезней, уделяя особое внимание народной медицине.
Коренные народы Приамурья и Сахалина являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет. Одна из составляющих культуры народов Дальнего Востока — народная медицина.
Яркий пласт традиционной аборигенной медицины составляет богатое знание растительного мира.
На Дальнем Востоке произрастает свыше 3000 видов высших растений. Существующие публикации освещают результаты фармако-ботанического изучения флоры этого региона, но вопрос использования лекарственных растений приамурской и сахалинской флоры по-прежнему остается актуальным. До сих пор не издано ни одной монографии по этой теме. И хотя в Приамурье и на Сахалине произрастает 1173 вида только высших растений, возможности их медицинского использования изучены пока еще довольно слабо. Аптеки данных территорий заготавливают с помощью населения не более десятка видов лекарственного сырья.
Важным элементом народной медицины является сохранение физического здоровья. Традиционных воззрений малочисленных народов Приамурья и Сахалина на болезни и исцеление исследователи касались неоднократно, в частности, об этом есть упоминания в работах: К.Н. Кострова, П.Н. Третьякова, К.М. Рычкова, Д.А. Кытманова, Г.М. Василевич, А.И. Мазина и др. Следует учесть, что внимание исследователей привлекали отдельные, наиболее яркие, а порой просто экзотические проявления культуры здравоохранения, систематического же изложения эта тема не получила. С другой стороны, хотя по “народной медицине” в целом, траволечению написано немало, мало было попыток рассмотреть подобные навыки в контексте той или иной этнической культуры.
Изучение использования растений для медицинских целей аборигенами Приамурья и Сахалина может значительно расширить наши знания о лекарственных свойствах и возможности применения гораздо большего числа видов растений. Этнографы, изучавшие нивхов, эвенков, нанайцев Сахалина, привели данные по использованию ими более двух десятков лекарственных видов растений.
Реликты и фрагменты медицинского наследия, к счастью, до сих пор сохранились в отдельных очагах изучаемых регионов.
Поэтому исследование векового опыта и национальной медицины представителей малочисленных народов Дальнего Востока представляет немалый интерес и актуально в современное время.
Цель исследования на тему «Народная медицина малочисленных народов Приамурья и Сахалина» — выявить, какими средствами они излечивали себя от недугов и болезней.
Задачи:
А) перечень средств народной медицины эвенков
Б) перечень средств нивхской народной медицины
В) перечень средств нанайской народной медицины
Итак, отличительной особенностью народной медицины коренных народов Дальнего Востока является экологический и гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой.
1. Природно-климатические условия и традиционные формы жизнеобеспечения коренных народов Приморья и Сахалина.
Традиционные формы жизнеобеспечения коренных народов Приморья и Сахалина напрямую связаны с природно-климатическими условиями этого региона.
Природа земель, на которых живут народы данные малочисленные народы, сурова: тайга, мари, болота. Поверхность Приамурья и Сахалина весьма гориста. Большая часть его территории — это средневысотные горы.
По географическому положению дальневосточная область получает меньше тепла. Причины этого заключаются, во-первых, в сравнительно холодных восточных морях отнимающих много тепла, во-вторых, во влиянии огромного азиатского материка с его суровыми зимами, в-третьих, в действии летних ветров, обусловливающих большую облачность.
Зима в крае — продолжительная, малоснежная, суровая. Средняя температура января от −22 °C на юге и до −40 °C на севере, на побережье от −18 °C до −24 °C. Зимний период продолжается 140-200 дней (5-7 мес.). Устойчивый снежный покров на севере сохраняется – 180-200, на юге – 140-160 дней. Опасные явления природы: низкие температуры (-30оС) или сочетание низких температур, высокой влажности и сильных ветров, оттепели, а также во время зимних циклонов – сильные снегопады (до 0.75 месячных норм в сутки), бураны (метели), продолжающиеся несколько суток, гололедные явления. Ледостав на реках амурского бассейна начинается в конце октября и полностью заканчивается в начале или во второй декаде ноября. Вскрытие рек начинается в конце апреля, а в начале мая.
Муссонный климат дальневосточной области характеризуется в основном холодной, сухой и солнечной зимой, прохладным и влажным летом, частыми туманами и прохождением тайфунов.
Летний период продолжается 2-3 месяца,
К опасным явлениям природы относятся туманы, лесные пожары, обильные и продолжительные осадки (30 мм/сут. и более) и сопровождающие их мощные дождевые паводки.
Особенности климата и ландшафта, определяют кочевой, полукочевой и оседлый, образ жизни, дисперсный характер расселения предъявляют жесткие требования к человеку, к его умению приспосабливаться и выживать в экстремальной ситуации. В этих условиях коренными жителями Приамурья и Сахалина выработан целый комплекс медицинских знаний и навыков, обеспечивающих не только успешное выживание, но и продуктивное освоение территории.
На территориях близ реки Амур и Сахалине издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены (см. приложение 1).
В данной работе рассматривается народная медицина таких народов как:
НИВХИ (самоназв. нивх – человек).
По территориальному признаку нивхи делятся на две группы - островную (сахалинскую) и материковую. Нивхи исконно оседлы, многие их селениям на материке (Тахта, Тыр и др.) сотни лет, также по побережью Лимана (от с. Коль на севере до с. Чомы возле
м. Лазарева на юге). Материковые нивхи населяют нижнее течение Амура, побережье Амурского лимана, Татарского пролива. Живут на Нижнем Амуре (Ульчский и Николаевский районы Хабаровского края). Островные нивхи проживают на острове Сахалин (Рыбновский и Александровский районы на западном берегу и Тымовский район главным образом, занимают северную его часть). В прошлом называли гиляками. Этноним «Нивх» официально утвержден в 1930-х гг. Нивхи были оседлыми и полукочевыми рыболовами с такими дополнительными занятиями как добыча дичи, морской зверобойный промысел, собаководство и собирательство. Численность сокращается (см. приложение 2).
НАНАЙЦЫ Самоназвание -нанай- «человек Земли» , – нани – «здешний человек». Нанайцы, прежнее название – гольды, народ, проживающий в основном
на территории Хабаровского края по нижнему течению реки Амур и Сахалинской области. Нанайцы традиционно оседлые рыболовы и охотники. Численность сокращается (см. приложение 2).
Самоназвание эвэнк , илэ ("человек"). . В 19 веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине. В Приамурье проживает 1,5 тыс. человек. Основное занятие эвенков – охота на оленя, лося, косулю, кабаргу, медведя и др. Рыболовство имело подсобное значение.
Традиционное занятие - рыболовство и охота.
Численность сокращается (см. приложение 2).
Итак, образ жизни и система хозяйства коренных народов
Приамурья и Сахалина определяются географической средой и климатическими условиями. Основные традиционные занятия: рыболовство,
таёжная и морская охота, занимались сбором дикоросов, домашним производством, таежный охотничий промысел, собирали и заготавливали впрок лекарственные и съедобные растения.
В исследовательской работе «Народная медицина народов Приамурья и Сахалина» представлен небольшой перечень средств народной медицины, которые применяют эвенки, нанайцы и нанайцы при некоторых заболеваниях.
Население территорий Приамурья и Сахалина в подавляющем большинстве занято традиционными видами деятельности – охотой, в силу этого значительную часть времени проводит в лесу, и многие навыки традиционного врачевания продолжают жить в и в современное время, если и не в виде живой практики, то по крайней мере, в памяти старшего поколения.
Тайга — самая лучшая аптека. От всех болезней имеет она лекарства: отвар чаги помогает заболевшему желудку, глубокая рана не затягивается — кедровая или еловая живица, перемешанная с медвежьим салом и толченой хвоей, — незаменимая мазь. Успокоит нервы кедровый орех. Понадобится вата — рядом белый мох. Вытопленное филиновое сало помогает при ожогах. Если охотник не мог достать рукой больное место — на помощь приходила собака. Каждый эвенк знает, что рана или ожог, зализанные собакой, быстрее заживают и не гноятся. Высушенным змеям отрубали головы и из яда и печени готовили мазь от суставолома.
А) перечень средств народной медицины эвенков
До сих пор эвенки используют мумие (инани mоhун) — каменное масло. Оно очень хорошо помогает при переломах, быстрее сращиваются кости. Каменное масло добывается высоко в горах, в труднодоступных местах. При болезни в суставах применяют березовые листья (чалбанни авданнал).
Раньше эвенки вместо чая применяли чагу (березовый нарост) или иван-чай. Чага также используется как мочегонное средство, а иван-чай содержит много витаминов, в основном его давали пить детям. Чай из листьев брусники обладает мочегонными и вяжущими свойствами. Настой из них используют при мочекаменной болезни, ревматизме, при недержании мочи у детей.
Судя по рекламе на телевидении, большая проблема современных людей — перхоть. Эвенки же давно имеют эффективное средство. Это солонец (кудир). Растворяют его в воде как мыло, моют этим раствором голову — и перхоти как не бывало. Еще эвенки изготавливали мыло из медвежьего сала, добавляя в него сок багульника — от этого мыло становилось душистым.
Эвенки никогда не чистили зубы и тем не менее до старости имели полный рот здоровых зубов. Это объясняется тем, что наши предки жевали древесную серу, которая спасала их от пародонтоза и цинги.
При язвах и чирьях эффективна заячья шкура (туксакикса).
Современные жители Приамурья и Сахалина знают, помнят и используют многие из целебных свойств местных растений.
В частности, при простудах, переохлаждении, температуре используют отвары дикой ромашки, зверобоя, молодых сосновых шишек, багульника, корни черной смородины. При заболеваниях легких могут также применяться медвежий жир, отваренное собачье мясо, отвар молодых березовых листьев.
При расстройствах пищеварительного тракта универсальным средством считается отвар осиновой коры, в частных случаях могут также применяться отвар листьев кровохлебки в качестве вяжущего, соцветий пижмы при гельминтах, корней шиповника при язве (в последнем случае целебным считается также действие древесной серы, принимаемой внутрь).
В случае расстройств печени могут применять опять-таки пижму, шиповник, брусничный лист. Необычайно действенным снадобьем, помогающим “от всех болезней”, считается медвежья желчь, причем современные охотники сами ее практически не используют, предпочитая продавать приезжим покупателям.
Для снижения давления, при головных болях и т.п. могут использовать листья иван-чая, брусники, а также корни кровохлебки.
При ожогах, равно как при порезах и ранах наиболее эффективным средством считается древесная сера (нютэ, жидкая смола скапливающаяся обычно в основании ствола раздвоенных деревьев). При ожогах также может применяться измельченный лиственничный гриб, при обморожениях – медвежий жир.
Очень многие растения считаются эффективными при заживлении ран, порезов, ссадин и т.п. – чистотел, черная смородина, иван-чай, молодые листья березы или корни кровохлебки. При ревматических болях и для повышения общего тонуса организма активно применяются ванны и припарки из пихтовой хвои или едва появившихся сосновых шишек.
Особого внимания заслуживает трава, известная под эвенкийским обозначением мэрэнчинэ, ряд информаторов называет ее также “медвежий корень”. Ей приписывается способность чудодейственного заживления ран, в том числе огнестрельных, необычайно эффективное обезболивающее и противовоспалительное действие. К примеру, описан случай полного исцеления (ранение в плечо, осложненное воспалением мягких тканей) за три дня после двух доз мэрэнчинэ (пули вышли, боль исчезла, раны затянулись, воспаление полностью снято). При этом, снадобье имеет ярко выраженное опьяняющее действие, длящееся около суток – головокружение, эйфория, нарушенная координация движений, пробелы в воспоминаниях. В качестве снадобья используется именно корень этого растения, как правило в виде отвара, но случается и в сухом виде. В отличие от перечисленных выше лекарственных растений, информация о мэрэнчинэ (или “медвежьем корне”) не имеет свободного хождения. Если само существование такого растения, его внешний вид и действие еще могут быть открыты чужаку (с многочисленными оговорками и мистификациями), то выдавать конкретное место, где оно растет, категорически нельзя под угрозой того, что больше этой травы в жизни никогда не встретишь. Владение этой информацией строго индивидуально, ей не делятся даже с близкими родственниками. Хотя, известен случай, когда охотник, будучи ранен, поделился информацией об известном ему месте произрастания мэрэнчинэ со своим напарником, не имея сил добраться туда самому. Встречается также запрет принимать “медвежий корень”, если нет открытой раны (это связано, очевидно, с его упомянутым выше сильным опьяняющим действием).
Золотой корень (увильдыгун) настаивают в водке и пьют как бальзам, средство для долголетия.
При туберкулезе и болезни желудка полезен барсучий жир (дорокон имурэнин).
От туберкулеза кости используют отвар сосновых верхушек и стланика.
От ангины применяют желчный пузырь медведя (де).
При температуре очень полезен морс из красной смородины (игэликтэ). Кроме того, как жаропонижающее средство применяют ягоды рябины.
Ягоды шикши и рябины употребляют в сыром виде или же заваривают при повышенном артериальном давлении.
Настой голубики (диктэ) применяют при кровотечении.
Карась (колэмтэ) — его варят и пьют бульон без соли, это средство от боли в печени.
Рябчик (хинуки) — применяют при сильном кашле. Нужно выпарить тушку, чтобы выделился сок, пить по чайной ложке каждый день после еды.
Мясо черного дятла (конномо кирэктэ) применяют при тяжелых заболеваниях легких, бронхов, приступах кашля. Мясо дятла готовится по-особому, этот секрет знают старые эвенки.
Багульник (сэнкирэ) применяют как отхаркивающее средство, а также при кровотечении.
Из подснежника (иманна аргавакта) делают примочки для ног при болезни суставов.
Кору пихты (едо) и сэнкирэ применяют как благовоние.
Костянику (комакта) употребляют как лекарство при расстройстве желудка.
Береза белая — (хивс, хивс дигр) ороки березовый сок давали при поносе детям. Эвенки от болей живота использовали настойку или отвар березовых почек.
Б) перечень средств нивхской народной медицины.
В 1874 г. ботаник Ф. Б. Шмидт, путешествуя по острову, назвал два растения, используемые «туземцами»: падуб морщинистый (как средство от зубной боли) и рододендрон золотистый (от обморожения).
Е, А. Крейнович отмечал характерную для аборигенов черту: использование для лечения как средств народной медицины, так и религиозно-магических приемов. В обиходе народов Сахалина использовались «лечебные» амулеты в сочетании с лекарственными травами, совмещая, таким образом, «охранные» и лечебные функции. Крейнович привел также сведения о 18 лекарственных растениях у нивхов Сахалина, из которых русские названия семи видов остались неизвестными: токе кок рамк, канилх темр, кавня, охт золер, продемр, тят зигр; идентифицированы ель, пихта, дуб, ива, рябина, осина, багульник, можжевельник, подорожник, гриб чага, камыш. Этот список можно дополнить из нивхско-русского словаря женьшенем, лиственничной смолой, применявшейся для лечения ран, в нем также содержатся введения о таких понятиях как ыкила бук — ядовитый гриб; тыф – опухоль, нарыв, волдырь; парву — съедобная трава; выркть – гнить, вылкохт — смесь лекарств; охт — лекарство, порошок.
Тысячелетиями формировались знания дальневосточных народов о лекарственных свойствах местных видов растений.
Ель аянская — (туськ, пишу, пры, прун) в обряде «кормления» охотник-нивх ритуальную пищу бросал в костер на еловой веточке. При обряде «очищения» после родов женщины пропаривались на нагретом камне, покрытом тальниковой корой (или стружками) и хвойными ветками. Младенца при кашле обмывали водой с еловой веточкой. Смолу специально заготавливали для лечения ран, серу использовали расплавленную. Смола ели, пихты, лиственницы считалась кровоостанавливающим средством. Отваром елочки промывали глаза.
Пихта сахалинская — (нарни, нярнги) использовалась в обряде «очищения» роженицы, когда ветки пихты бросали в кучу горячих углей. Смола нивхами использовалась для лечения глаз, считалась кровоостанавливающим средством.
Лиственница даурская (охотская) — кой. Смола — кой чох — использовалась для лечения открытых ран, иногда при ревматизме варили кору и парили больного. Серу – (нута) нивхи жевали для очищения зубов. Смолой ороки лечили раны. Связка амулетов в виде кусочков кожи, высушенных корней лиственницы и игл для сетей вешалась на тело при ощущении тошноты и при болезни горла.
Кедровый стланник — (хим, химн) при жаре, простуде ребенку клали на грудь нагретые веточки, лечили нарывы, парили мозоли, отваривали при цинге, наскобленные мелкие стружки подкоркового слоя прикладывали на гноящуюся рану. Стлаником (лучше весной) парили при ревматизме поясницу, прикладывали и обтирали нагретыми в воде стружками и веточками, водой обтирали ноги, суставы. Ороки лечили нарывы нагретыми на костре веточками или пропариванием..
Можжевельник сибирский — ойра, ойре, ойри, ойр. На Охотском побережье Сахалина ягоды кустарника считали хорошим средством при эпидемиях и кашле, веточки с ягодами развешивали снаружи дома над дверью. Желая обезопасить дом от молний, грома, сжигали на печке ветки или забрасывал на чердак. В этих случаях ойре выполнял магическую роль оберега, так как, по представлениям нивхов, черт боится иголок, ягоды и дыма этого растения. Веточку, закрепляли на косяке дома, где проживал душевнобольной мужчина. Сумасшедшего обдымляли для успокоения, клали ему под подушку веточки. По указанию шамана ветками окуривали помещение. Сахалинские нивхи окуривали помещение и без шамана — в случаях тяжелых болезней: при гриппе, при эпидемиях, после смерти человека. Можжевельник нивхи нередко жгли вместе с багульником. Ягоды ели при гриппе, поносе, кашле, астме, болях в горле. Кашель и горло лечили настоем багульника и отваром можжевельника.
Осина обыкновенная — (каньчхар) кору скоблили ножом и натирали спину, грудь, голову простуженного ребенка.
Ива — (куйни, куйны) в религиозном обряде очищения роженица садилась на тлеющие и парившие тонкие стружки и кору тальника, лежащие на нагретом камне. Таким образом лечили опухоли, нагноения, вывихи. Наскобленными стружками пропаривали ребенка, затем его тело просовывали сквозь ивовое кольцо. Раны, ожоги обкладывали пропаренными стружками . О лечебных, зафиксированных традиционной практикой свойствах ивы косвенно свидетельствует запись Е. А. Крейновича: если у покойника были раны — в огонь бросали прутья тальника со словами «свою рану перевяжи». Сахалинские айны толченой корой, а весной свежим соком лечили раны. Мозоли на руках подсушивали согретым ивовым наносником, выброшенным морем. Видимо нивхи , ивой — пагр накс, растущей в Чир-Унвде, лечили опухшие глаза, используя в качестве примочек стружки из прутьев.
Черемуха азиатская — (кып, кап) ели ягоду, пили отвар, когда болел живот, для этих целей на Амуре ягоду сушили впрок. При поносе взрослый ел ягоду, а ребенку давали сок. Черемуховой стружкой перевязывали рану.
Береза белая — (хивс, хивс дигр) ороки березовый сок давали при поносе детям. Многие дальневосточные народы пользовались в качестве бинта тонким слоем бересты. Интересно, что гольды при сыпи и коросте прикладывали именно свежую бересту,
Береза Миддеидорфа — (кегла ныкс) «хорошее лечение», когда больной садился в таз с ветками, залитыми горячей водой. Нивхи парили нарывы, рану окуривали паром и дымом. Для этого брали потолще ветку кустарника, клали ее в огонь и, когда конец нагревался, его обрезали и прикладывали к больному месту.
Багульник крупнолистный — (тыкр) багульник для нивхов — «сильный оберег». При детских болезнях на елочку вешали связки его листьев. Шаман у нивхов выступал в роли врачевателя. Дымом окуривали головные стружки, бубен, колотушку, юбку шамана, тело больного и здорового человека, вернувшегося из селения, где была эпидемия, веточки сжигали перед и во время шаманского обряда, окуривали помещение после смерти. Нетрудно усмотреть в этих действиях желание «отогнать» дымом и запахом духа болезни.
В обряде камлания шаман выпивал воду с опущенной в нее веточкой ели или пучком багульника. Вдыхаемый шаманом дым. и настой багульника, видимо, действовали как наркотик и, наверное, заменяли у нивхов использование мухомора. Багульник широко применяли при лечении детей и взрослых от кашля, больного младенца при этом обмывали, а взрослые пили отвар, сжигали в комнате растение. Тыкр чох — отвар сухих веток — употребляли при легочных и желудочных заболеваниях. При простуде делали багульниковый компресс, заворачиваемый в березовую кору. Отвар повсеместно на острове пили от расстройства желудка, при поносе. При поносе, болях в желудке в Ногликах принимали водку с цветками и мелко нарезанными листьями багульника. Нивхи окуривали глаза и промывали глаза отваром или густым настоем. Багульником (лучше весной) парили поясницу, окуривали при рождении ребенка и мать.
Рододендрон золотистый — (тыкр) могли использовать нивхи Александровского района и полуострова Шмидта, селения которых расположены близко от гор, где этот вид произрастает в гольцовой зоне.
Рябинник рябинолистный — (хамдакта) нагретым паром лечили раны; ушибы и ожоги накрывали нагретым растением и завязывали тонким слоем бересты.
Кувшинка четырехугольная — (возможно, кубышка) использовали «от живота, головной боли», растение специально сушили .
В) перечень средств нанайской народной медицины
Растертый корень подорожника (ипу) нанайцы применяли при желудочных расстройствах, а также для присыпки пуповины новорожденного.
Смолу лиственницы (иси нюктани) применяли для лечения открытых ран. Ее накладывали тонким слоем на рану и забинтовывали.
Багульник (сэнки) и ветки пихты (асикта гавани) исцеляли от головной боли. Для этого ветки багульника или пихты подогревали на огне и накладывали на голову.
Тальниковые стружки (сякта куваптуля) использовали при желудочных заболеваниях. Подогретые стружки накладывали на живот или суставы и забинтовывали. При обморожении лечили сосновой смолой (болоде нюксани), которую собирали со стен внутри жилища, а ожоги – морской капустой (каню), которую предварительно вымачивали в пресной воде и накладывали на рану.
Медвежью желчь (мапа сиктани) применяли для лечения глаз и желудочных заболеваний.
Высушенную шкуру ежа (сангани) использовали для лечения от болей в животе. С этой целью кусок шкуры накладывали на живот и обертывали тальниковым лыком. Результат примерно такой же, как от китайского метода иглотерапии.
Дудник лекарственный – (Angelica officinalis L.) в народной медицине нанайцев, ульчей, удэгейцев отвары листьев и цветков применяют как противовоспалительное, болеутоляющее и ранозаживляющее средство. Химический состав. Все части растения содержат кумарины: фурокумарины. В корнях содержатся стероиды, фталиды, микроэлементы. Надземная часть растения содержит углеводы, органические кислоты, дубильные вещества, витамины, эфирное масло. В плодах содержится жирное масло. Применение - для улучшения пищеварения и секреторной функции кишечника, как седативное, бактерицидное, отхаркивающее, мочегонное и потогонное средство. Свежий сок применяют для лечения анемии.
Брусника - целебными свойствами у этого кустарника обладают и ягоды, и цветы. В листьях представлены многочисленные группы биологически активных соединений, оказывающие антисептическое, мочегонное и противовоспалительное действие, особенно при болезнях почек и мочевых путей и обладающие способностью предупреждать тромбоз кровеносных сосудов. Им также свойственно сосудорасширяющее, успокаивающее, болеутоляющее, желчегонное и мочегонное действие. . Ягоды этого растения в любом виде применяют при лечении ревматизма, подагры. Листья используют в тех же случаях: с их помощью выгоняют песок из почек и желчного пузыря, снимают водянку ног, они помогают при больном сердце, понижают уровень сахара в крови. В последнее время ученые установили, что ягоды брусники способствуют повышению остроты зрения.
Голубика лесная содержит в своем составе антиоксиданты, которые противодействуют возникновению рака. Регулярное употребление голубики снижает риск возникновения болезни Альцгеймера и других процессов старения организма. Голубика уменьшает риск возникновения заболеваний мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта. А еще эта ягода снижает уровень холестерина в крови.
Клюква используется как популярное народное средство от многочисленных заболевания, включая ревматизм, диарею, несварение, лихорадки, кожные инфекции, экзему и другое. Кроме того, клюква, является щедрым ресурсом витаминов, сюда входят витамин А, каротин, тиамин, рибофлавин, ниацин и витамин С. В соке клюквы также содержаться такие основные минералы, как сода, калий, кальций, магний, фосфор, медь, сера, железо и йод. Эти витамины и оксиданты защищают организм от проникновения инфекции, делая клюкву отличным средством для профилактики простуды и гриппа. Наличие большого количества витамина C делает клюкву незаменимым средством против цинги и авитаминоза. Нормой для организма является стакан клюквенного сока в день. Клюква может служить как препарат для улучшения пищеварения. Из-за высокого уровня кислотности, она помогает переварить жирную пищу и увеличивает аппетит. Клюква может использоваться также для устранения кожных заболеваний, таких как акне, дерматит и псориаз, ожоги, раны. Интересно, что кислый сок клюквы является хорошим средством против стресса и депрессий.
Настой и отвар морошки пьют при отложениях солей, как витаминное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство, при цинге и отёках сердечного происхождения. Плоды едят при кашле и простуде. В зрелых ягодах содержатся: сахара (6%), белки (0,8%), клетчатка (3,8%), органические кислоты – яблочная, лимонная – (0,8%), витамины – С (от 30 до 200 мг%), В и В (по 0,02 мг%), РР (0,15%), А, минеральные вещества – калий, фосфор, железо, кобальт, антоцианы, дубильные и пектиновые вещества. Морошка не только пищевое, но и лекарственное растение. Применяется для лечения сердечнососудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Её используют при отравлении тяжелыми металлами, при лечении ожогов и кожных болезней, как противоцинготное, противолихорадочное и мочегонное средство и даже при болезнях сердца. В 100 г. морошки содержится в 4 раза больше витамина С, чем в среднем апельсине. По содержанию провитамина А морошка превосходит морковь. На Севере говорят: «Морошку запасать – болезней не знать!» Список болезней, в лечении которых применяют морошку, огромен. Морошка хороша в диетическом и лечебном питании. Ягоды морошки обладают противомикробным, потогонным, кровоостанавливающим, вяжущим, спазмолитическим действиями. Корни и листья морошки применяют как мочегонное средство, при почечнокаменной болезни, авитаминозе, нарушении обмена веществ, от простуды и малярии. Настой листьев помогает при внутренних кровотечениях, как противовоспалительное и ранозаживляющее средство. Поскольку в морошке много калия, ее рекомендуют при сердечнососудистых заболеваниях. Используют ягоду как жаждоутоляющее средство, которое незаменимо при простудах. Морошка эффективна при лечении рака кожи, незаживающих ран, чесотки. При этом применяют не только ягоды, но и другие части растения-листья, корни, чашелистики.
Черемшу употребляют при цинге и атеросклерозе. Она оказывает противоглистное действие, усиливает перистальтику кишечника, проявляет выраженный антимикробный эффект. Как кровоочищающее средство она употребляется в народной медицинеаборигенов. Настоем черемши натирают суставы при подагре и ревматизме. Сырую черемшу едят при атеросклерозе и глистах.
Дикий лук использовали дикий лук для лечения простуды, кашля. Лук богатый источник флавоноидов, вещества которые обеспечивают защиту от сердечнососудистых заболеваний.
Итак, следует учитывать, что подобные знания не носят массового характера. К известным всем снадобьям в настоящее время относятся, пожалуй, осиновая кора, древесная сера и медвежья желчь (в силу ее товарной ценности). Носителями информации о лекарственных травах являются, как правило, женщины, на них же лежит забота об их сборе и заготовке. На общем фоне выделяются несколько авторитетных знатоков, к которым, в случае необходимости, обращаются за помощью их несведущие соседи. Как правило, медицинские познания отдельного человека определяются его личным опытом и носят в силу этого весьма отрывочный характер.
Заключение
В ходе исследования по теме «Народная медицина народов Приамурья и Сахалина» установлено, что в силу суровых природно-климатических условий аборигены надеялись на собственные силы, ум, знания, изучая природу, постигая её закономерности и оттачивая мастерство взаимодействия с ней.
На развитие народных знаний эвенков, нанайцев и нивхов большое влияние оказала экосистема моря, леса и гор. Выяснилось, что местные этнические элементы в народных знаниях наиболее консервативны.
Народные знания пречисленных малочисленных народов генетически и исторически идентичны и в целом имеют много общего как следствие этнического родства и историко-культурных связей. Этот факт свидетельствует, что этнические традиции в народных медицинских знаниях аборигенов Нижнего Амура и Сахалина формировались на весьма широкой территории и долгое время.
Для народных знаний аборигенов Нижнего Амура и Сахалина характерна значительная устойчивость этнических традиций, которые сравнительно мало зависели от изменений в технологии производства и определялись предпочтительностью охоты, рыболовства и собирательства. Эти традиции сохранялись и распространялись на местном уровне даже при дроблении и смешивании этносов, смешивании их с другими народами. С помощью этнических традиций передавались почти без изменения наиболее консервативные, жизнестойкие элементы народных медицинских знаний.
В системе народного врачевания удачно сочетались лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения с культово-ритуальными действиями шаманов. Были разработаны некоторые санитарно-гигиенические навыки, способы укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний.
В настоящее время можно отметить несколько проблем, стоящих перед народной медициной:
-устранение в обществе представления об отсталости приемов и методов народной медицины от современных достижений науки;
-систематизации накопленных традиционных знаний ;
-формирование самостоятельного научного направления;
-поиска общей точки зрения на функционирование организма человека с современной медициной.
В современное время имеются все предпосылки для того, чтобы народная медицина, как отрасль знаний и составляющая национальной культуры, сформировалась в самостоятельное научное направление, лежащее на стыке таких наук, как физиология и экология, с учетом знания особенностей формирования национальных культур.
Бережное отношение к ее истокам, сохранение ценных
Медицинских знаний – это забота о настоящем и будущем человечества.
Литература
Василевич Г.М. Эвенки. – Л., 1969.
Колосовский А. С. Применение лекарственных растений аборигенами о. Сахалина / А. С. Колосовский // Краеведческий бюллетень. – Южно-Сахалинск, 1990. - № 4. – С. 120-142.
Костров К.Н. Очерки…, л.39; Василевич Г.М. Эвенки; Мазин А.И. Традиционные верования… – С.59–61.
Кытманов Д.А. Туземцы… – №2. http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/3_99/19_ALEX.htm
Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. – Новосибирск, 1984.
Мыреева А.Н. Лексика эвенкийского языка. Растительный и животный мир. Новосибирск, 2000.
Народная медицина эвенков. Научно-популярный журнал "Тальцы" от 22 ноября 2011
Источник: www.nmedik.ruhttp://www.nmedik.ru/sredstva/travnik/angelica-officinalis-l.html
http://digest.subscribe.ru/health/medicine/n731041813.html Польза лесных ягод
http://www.nepropadu.ru/blog/guestroom/3509.html Выживание коренных малочисленных народов Севера. О нанайцах.
http://tvoyhram.ru/travnik/travnik359.html
Приложение 2
2. Численность нанайцев (1 – 1989 год, 2 - 2002 год, 3 – 2010 год)
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Лавовая лампа
Какая бывает зима
Алые паруса
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды