Орехова Анжелика Николаевна

"сайт педагога дополнительного образования"

Наши руки не для скуки!

Профессия: педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: Краеведение, бисероплетение

Увлечения: вязание, бисероплетение

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: д.Русскинская

Место работы: МБУОШИ "Русскинская СОШ-И"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/anzhelika-nikolaevna
Никто не может показать миру, каков я есть, ярче, чем это смог сделать я сам. Никто не может утаить себя от собратьев, поскольку каждый поступок человека, каждый акт творчества говорит о его авторе.
Э. Хемингуэй

Уважаемые посетители! Надеюсь, что вы с пользой проведёте время. Вашему вниманию представляю портфолио достижений, методические разработки уроков и воспитательных мероприятий. Сценарии, презентации и другие идеи, я надеюсь, найдут своего пользователя среди вас. Материалы полезны начинающему и даже опытному педагогу. Мне очень интересно ваше мнение о материалах сайта.

О себе

 

Я, Орехова Анжелика Николаевна родилась 15 августа 1969г в г. Сургуте, Тюменской области. В семье ханты, отец был рыбаком, мать акушером. В 1985г. получила неполное среднее образование в Русскинской школе – интернате. В 1985 году поступила в Тобольский рыбопромышленный техникум, окончила в 1989г.

  В г. Тюмени окончила курсы в Учебно-производственном комбинате, специальность – фотограф. С 1999г. работала в г. Когалыме, Детском доме творчества, педагогом дополнительного образования.

2002г. заочно окончила Санкт-Петербургский педагогический университет имени А.И.Герцена, получила специальность – учитель культурологи, учитель истории. С 2001 года работаю  Русскинской национальной средней общеобразовательной школе-интернате, мастером производственного обучения, в данное время работаю педагогом дополнительного образования.

Мой взгляд на мир

 

Эссе на тему: «Мои педагогические находки»

 

         Так сложилось, что когда я выбирала свою дорогу, она привела меня в школу. Сегодня я – учитель родного языка, Культуры народов севера. Главная моя цель – увлечь  детей своими предметами, отправляя их в далёкое путешествие  в страну знаний о родном язык.  Наша жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом, она заставляет нас постоянно совершенствоваться.  Выбрав когда-то этот путь, я нисколько не жалею об этом, потому что, рядом  всегда много надёжных друзей, коллег,  у которых  я  многому  учусь.

С детства я всегда любила заниматься рукоделием, и никогда не думала, что занятие  бисером может привести меня к работе в школе сначала  педагогом дополнительного образования, затем  учителем.  Получилось так, что я перепробовала себя в разных направлениях: я - технолог рыбной промышленности, я - фотограф, я - секретарь. Куда привела  меня эта дорога? Конечно, в родную школу, где я училась, а сейчас продолжаю восхождение по ступенькам вверх. Будет ли удачным это восхождение ? Я глубоко убеждена, что во многом все зависит от меня, от моего стремления.

Вспоминаю свое детство, как я   пришла в первый класс. Я долго не могла понять,  почему меня обучают буквам, которые не похожи на русский алфавит. Часто  задавала вопрос своей маме, а она мне объясняла, что это хантыйские буквы,  что мы ханты, и разговариваем на своем  родном языке.  Я  поняла, кто мы, и кто такие ханты.

Вот и сейчас наши дети – ханты  испытывают то же самое, когда их привозят в школу - интернат, и они очень хорошо адаптируются. Дети, живущие на стойбище, все прекрасно владеют родным языком. Однако, придя в школу  они должны  научиться писать и читать на русском языке, получить образование.  Лесным детям сложно научиться всему, но и родители и мы учителя, должны настраивать детей на получение образования, так как не все из них возвращаются на стойбище, не все готовы вести традиционный промыслы предков.

Дети коренной национальности самобытны и очень талантливы. Наблюдая с рождения жизнь природы, они хорошо танцуют, рисуют, с раннего детства поют. Однако в этом возрасте они  особо нуждаются в поддержке педагогов и воспитателей, в их внимании и доброте. Необходимо воспитывать у детей современное сознание, которое позволит ему жить, бороться и развиваться в окружающем, любимому краю, но в тоже время оставаться преданным своему народу, традициям своих отцов и дедов.

У детей - ханты  нет возможности получить дошкольное образование, т.к. дети леса и законов природы, поэтому большинство из них испытывают трудность на начальном этапе образования.  Но наблюдая за детишками в традиционной среде, дома на стойбище, я думаю, многие будут удивлены, не  любой взрослый сможет выдержать условия жизни и тот заданный темп выживания. Лесной ребенок более выносливый, самостоятельный, чем городской и даже сельский, он многое уже  умеет. Вот некоторые примеры: в полтора года ребенок  может пользоваться ножом, самостоятельно ходить на улицу, одеваться, играть в традиционные игры. Девочки с 4-5 лет начинают  пользоваться иглой и  к 6-7 годам ребенок хорошо ориентируется в лесу, пользуется практически всеми взрослыми орудиями труда, помогает родителям. Где же они этому научились? Конечно, всему этому послужил  личный пример родителей и тонкое восприятие детишек. А когда ребенок попадает в школу-интернат,  жизнь его резко меняется, к концу учебного года лесные дети привыкают  и  немного осваиваются в быту.

Отрыв детей на длительный период времени от семьи, от привычной для них обстановки приносит свои негативные плоды: маленькие дети тоскуют, плачут, не хотят учиться.  Если  раньше  дети шли в 0 класс, т.е. подготовительный, то сейчас их сажают сразу в 1 класс, и детям очень тяжело, поэтому подготовительный  класс необходим, малыши легче  адаптируются и будут подготовлены к 1 классу.

Старшие дети, оставшись без контроля родителей, чувствуют вседозволенность, безнаказанность. Из-за низкой подготовки многие испытывают затруднения в учёбе, теряют интерес, пропускают занятия. Многие учащиеся оставляют школу уже после 4-5 класса (причины разные), да и нет нужды всех заставлять всех получать высшее образование,продолжат образование дети коренной национальности с ярко выраженными способностями и желанием учиться, но, к сожалению желающих с каждым годом все меньше. Хотя уже многие родители поняли, что не грамотным в нашем мире очень тяжело, и на своем примере они  убеждают своих детей получить образование.

Вот уже более 10 лет я занимаюсь преподаванием родного языка, учу, знакомлю учеников с его красотой и поэтичностью. Мои искреннее желание превратить уроки родного языка в уроки душевной радости, гордость за свой народ.

Наблюдение показывает, что  учителями не всегда учитывается психологические особенности детей коренных национальностей. Дети-северяне на уроках малоактивны, закрыты. Но в этих детях есть удивительное восприятие прекрасного  в  природе, они любознательны, наблюдательны, и  я это использую для  активизации обучения детей-северян.

Приобщая учащихся к культурным ценностям своего народа, провожу уроки-путешествия, уроки-игры с целью ознакомления с малыми жанрами фольклора, развития творческих способностей. Развивая родную речь и творческие способности учащихся в процессе освоения образного языка, на своих уроках, использую такие жанры хантыйского фольклора, как загадки, пословицы, поговорки, сказки.  На этих уроках дети с интересом усваивают не только значение родного слова, но и постигают культуру и мудрость  своего народа. Часто  я  использую  загадки  для   словарных диктантов. Такие элементы я использую при изучении тем "Сложные имена  существительные", «Числительное».

Изучение устного народного творчества, истории и культуры своего народа осуществляется не только на уроках родного языка и литературы, но и во внеурочных мероприятиях. Учащиеся знакомятся с народной мудростью, познают основы традиций и обычаев своего народа, овладевают умениями применять полученные знания на практике.Этому способствуют уроки – игры, которые приближены к интересам детей, к быту хантыйского народа. Благодаря национальным играм дети на уроках чувствуют себя непринужденно, становятся активными участниками учебного процесса.

Я считаю, что для развития познавательной деятельности большую роль играет использование и изучение местного языкового материала, который имеет и образовательное и воспитательное значение. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Еще одним источником в обучении родному языку может стать использование на уроках текстов художественных произведений местных писателей и поэтов. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни.

Для лингвистического анализа на уроках родного языка я использую не только поэтические тексты, но и пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в нашем районе, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой темой из художественных  произведений  местных писателей и поэтов:  Е.Д. Айпин, А .Тарханов, Ю. Шесталов и др. Литература расширяет кругозор учащихся,  формирует их эмоциональную сферу, помогает в выборе будущей профессии.

Педагогам и воспитателям необходимо оказать помощь в ориентировании на такое образование,  которое будет востребовано в нашем округе. Очень модно сейчас учиться на юристов, экономистов, вот и наши дети тоже стремятся поступить, но, к сожалению, пока мы не видим результатов, многие бросают  после первого года обучения, возвращаются на стойбища, женятся, выходят замуж и продолжают вести традиционный образ жизни: занимаются оленеводством, рыболовством и охотой.

Сейчас  жизнь  на стойбище стала другой, современной: везде дороги, связь, рядом может стоять избушка, а в нескольких километрах буровая вышка, так и живут, потому что у нас нет другой Родины, и нам приходится пристраиваться к этой жизни.

На своем собственном  примере я стараюсь нацелить детей на то, чтобы после окончания общеобразовательной школы  поступали в педагогическое училище или институт, так как  у нас нехватка педагогов коренной национальности, а ведь в нашей школе половина детей  ханты.

Я считаю, что  наша задача - приобщить детей коренной национальности к общероссийской культуре, способствовать росту количества местной  интеллигенции.

        

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мои достижения

 

 

год

название

Название фестиваля, конкурса

город

1999г.

Благодарственная

грамота

За участие выставке «А.И.Пушкин в моей жизни»

г. Когалым

1999г.

Благодарственное

 письмо

Городская выставка – конкурс детского творчества « Мир природы»

г. Когалым

2000г.

Диплом

участие в городском фестивале « Юнтагор-2000г».

г. Когалым

2000г.

Диплом

Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра  2000г»

г. Ханты -Мансийск

2000г.

Благодарственная грамота

За участие в экспозиционном проекте « Мы против».

г. Когалым

2001г.

Благодарственное

письмо

За участие в выставке « мы против наркотиков»

г. Покачи

2001г.

Грамота

«Неделя мастера», ЦНК.

д. Русскинская

2001г.

Грамота

За инициативу и творчество.

д. Русскинская

2001г.

Почетная грамота

За многолетний добросовестный труд.

д. Русскинская

2002г.

Почетная грамота

За активное участие в развитии детских этно – центров.

г. Сургут

2003г.

Грамота

За активное участие в жизни ЦНК.

д. Русскинская

2004г.

Свидетельство

конкурс « Сургутский сувенир»

г. Сургут

2005г.

Почетная грамота

За профессиональное мастерство и творческий подход.

г. Сургут

2006г.

 

Благодарственное

письмо

Администрация Русскинской школы – интернат

д. Русскинская

2006г.

Почетная грамота

За активное участие в инновационной деятельности.

д. Русскинская

2007г.

Почетная грамота

За многолетний плодотворный труд, в связи с 50-летием учреждения.

д. Русскинская

2008г.

Диплом

Участнику фотоконкурса « Сургутский район 85-й кадр»

г. Сургут

2008г.

Грамота

За участие в районном конкурсе «Россыпи земли сургутской»

д. Русскинская

2008г.

Диплом, 2 место

Районный конкурс « Мастер года- 2008г»

г. Сургут

2008г.

Грамота

За участие в конкурсе « Лучшая образовательная программа дополнительного образования детей»

г.п. Белый яр

2008г.

Грамота

За хорошую подготовку Сопочиной  Виолетты победителя окружного конкурса « Сохраним язык в семье»

д. Русскинская

2009г.

 

Грамота

За участие в выездной ярмарке

г. Лянтор

2009г.

 

Грамота, 2 место

Районный конкурс «Информационно- коммуникативные технологии в творчестве педагога дополнительного образования»

г.п. Белый яр

2010г

сертификат участника

I Всероссийский творческий конкурс «Бренды в образовании

г. Железногорск.

 

2011г

Диплом 1 степени

Окружной конкурс «Учитель родного языка»

г. Ханты - Мансийск

 

Моё портфолио

Добро пожаловать на электронное портфолио
профессионального развития педагога

педагога дополнительного образования

 Ор

Мои публикации:
Внеклассная работа
Разное
Публикации моих учеников:
Художественно-прикладное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио