Психолого-педагогический класс, как модель формирования педагогической одарённости (опыт реализации на базе ГБОУ СОШ № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга) (автор: учитель педагогики и психологии, Турчанинов Евгений Евгеньевич).

В настоящее время образование – это насыщенный и увлекательный процесс, а профессия педагога одна из самых интересных и динамично развивающихся профессий в современном обществе.

У обучающихся и родителей нашей школы появилась острая необходимость в открытии предпрофессионального класса, образовательная программа которого удовлетворяла бы запросы детей и их родителей на получение социально-гуманитарного образования и формирование компетенций, необходимых для осознанного выбора современных профессий в социальной и образовательной сфере, а также стала бы драйвером развития обучающихся. В целях обеспечения выполнения основных мероприятий Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р, разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р. В итоге было принято решение создать на базе ГБОУ СОШ № 411 «Гармония» с углубленным изучение английского языка в г. Петергофе профильный психолого-педагогический класс. Следуя нормативным и методическим документам, административная команда школы изучила опыт и других регионов по организации классов психолого-педагогической направленности в образовательных организациях.

В настоящее время большое значение уделяется привлечению школьников старших классов к профессиональной ориентации. Особенного внимания требуют профессии педагогической направленности. Для того чтобы учащиеся не просто узнали о значимости профессии учителя, а захотели попробовать себя в педагогической деятельности, необходимо проводить комплексную работу по формированию педагогических знаний у обучающихся, наглядно демонстрировать на примере работу учителей разных специальностей, организовать практическое применение умений и навыков учащихся.

В рамках профориентационной работы и последующего профилирования учащихся 9-х классов, была разработана специальная анкета оптанта. За основу была взята анкета Пряжникова Н.С. В качестве дополнительных методик использовался пакет профориентационных опросников для определения профиля учащихся старших классов в адаптации Резапкиной Г.В. (опросник профессиональных склонностей, типы интеллекта, матрица профессий). В анкету были включены пункты с вопросами: назовите, пожалуйста, предметы, которые Вам больше всего нравятся и хорошо получаются у Вас, напишите профессию, которую Вы хотите выбрать; области и сферы: естественно-научная, техническая, общественно-научная, гуманитарная, сфера искусства, спортивная с расшифровкой предметов). Их нужно было проранжировать; напишите, пожалуйста, тему своего индивидуального проекта; проранжируйте, пожалуйста, что влияет больше всего на Ваш выбор бедующей профессии: «Я сам (моё желание), «Родители», «Окружающие», «Обстановка в стране», «Профессии будущего», «Социальная полезность», «Престижность»). В результате проведенной профориентационной работы и собеседования с каждым учеником психолого-педагогический класс выбрало 23 ученика.

            Далее удалось провести диагностику мотивационной готовности учащихся 10 «а» класса, где использовалась методика «Шкала академической мотивации» (авторы: Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин) и методика ценностных ориентаций Рокича. В результате проведённого исследование удалось выявить, что у 9 учащихся, что составляет 42% от общего числа 10 «а» класса наблюдается познавательная активность в связи с обучением в психолого-педагогическом классе, у 10 учащихся преобладает мотивация на «саморазвитие», что составляет 47 % от общего числа в классе. Стоит отметить, что среди учащихся психолого-педагогического класса нет детей, которые оценивают свою учёбу в данном классе, как вынужденную и необходимую. Всё это может свидетельствовать о формирование готовности и школьной мотивации к познанию предмета педагогика и психология и желанию саморазвиваться и учиться дальше. В начале выбора психолого-педагогического класса в девятом классе в качестве основной мотивации с помощью проведенной анкеты оптанта у учащихся преобладала следующая мотивация:  «Мой собственный выбор и мой собственный интерес» – 17 человек, что составляет 81% от общего числа в классе, «Выбор родителей» – 2 человека, что составляет – 9,5% и престижность – 1 человек, что составляет – 5%.

Таким образом, мы можем наблюдать, что большинство учащихся оправдали свои представления и ожидания в ходе обучения в психолого-педагогическом классе.

            Также удалось провести специальное анкетирование-опрос родителей по поводу выбора их детей психолого-педагогического профиля. В результате были заданы следующие вопросы:

1. Скажите, пожалуйста, оправдали ли Ваши ожидания обучение Вашего ребёнка в психолого-педагогическом классе? 16 человек выразили своё одобрение, что составляет 76% от общего числа родителей класса;

2. Правильно ли на Ваш взгляд, что Ваш ребёнок пошёл в психолого-педагогический класс и выбрал педагогику и психологию в качестве предмета? 10 человек выразили своё одобрение, что составляет 48% от общего числа родителей класса.

 3. Нравиться ли Вашем ребёнку участвовать в различных конкурсах и олимпиадах? 19 человек выразили своё одобрение, что составляет 90% от общего числа родителей класса.

4. Знаете ли Вы кем хочет стать Ваш ребёнок, когда закончит школу? 14 человек выразили своё одобрение, что составляет 67% от общего числа родителей класса, что говорит о том, что они имеют представление о бедующей профессии своего ребёнка. Среди данных профессий 8 учащихся по мнению родителей выбрали гуманитарные профессии такие как: управление, тренерская работа, психолог, работа учителем в школе.

            Таким образом можно наблюдать, что мнение родителей и их детей совпадает с мотивацией детей класса на приобретение в будущем профессий психолого-педагогической направленности.

            В рамках сетевого взаимодействия «Учитель начинается в школе!» удалось реализовать следующие проекты на базе нашей школы:

1. Школа будущего учителя (популяризация педагогической профессии, формирование базы первоначальных знаний, умений, навыков педагогической деятельности).

2. Школа молодых вожатых (погружение в педагогическую практику, развитие творческих, лидерских, коммуникативно-организаторских способностей и педагогической техники).

3. Школа добровольцев (безвозмездное участие в общественно-значимых мероприятиях, социальная самореализация).

            Школа активно включилась в проект сетевого сотрудничества по разработке и реализации педагогических решений, направленных на развитие личностного потенциала педагогов и школьников «Мастерские Роста» института педагогики СПбГУ по маршруту «Педагогический класс». ввести в школу практику участия учеников начальной школы в оформлении своего классного пространства.

 «Мастерские роста» – это проект, участники которого развивают свой личностный потенциал и помогают своей школе стать местом, где интересно жить и учиться. Мастерская роста – это временный детский коллектив, объединившийся с целью реализации конкретной практики по выбранной теме на протяжении учебного года. В состав Мастерской могут входить от 10 до 30 учеников.

Каждую мастерскую возглавляет один педагог (мастер). Мастерская работает как:

• сообщество психолого-педагогического класса или класса иного профильного направления;

• сообщество класса под руководством классного руководителя;

• Выявление педагогической одарённости;

• Профессиональные пробы и опыт наставничества;

•  Формирование готовности к профессиональному и личностному самоопределению;

• Создание сообщества единомышленников на этапе обучения в школе.

Команда Учебной фирмы психолого-педагогического класса активно включилась в мастерскую игр «Решающий ход», некоторые старшеклассники выбрали мастерскую «Печа – куча книжных открытий». После уроков и на переменах у старшеклассников проходит так называемая «предпрофильная педагогическая практика», это и тематические занятия в начальной школе, участие в Днях самоуправления.

Популярными стали проекты «Арт-студия» и «Спортивные перемены. На зарядку становись!» И здесь у будущих педагогов все «по-взрослому», ребята планируют и прописывают планы своих мероприятий, оценивают, что получилось, а что нет. Ну а ребята начальной школы с удовольствием откликаются на контакт со старшеклассниками, они понятны и интересны друг другу, поэтому этот опыт взаимодействия старшей и младшей школы очень эффективен.

Каждый наставляемый в классе принимает участие в педагогических пробах, что способствует развитию социальной и педагогической активности, социальной ответственности, расширению знаний и представлений o профессии педагога. Профессиональные пробы проходят в школе на базе структурного подразделения «отделение дошкольного образования», в ГБДОУ детский сад № 13, в начальных классах. Учащиеся разрабатывали и проводили игровые занятия для воспитанников детских садов и внеурочные занятия в начальной школе, участвуют в образовательных событиях, так уже подготовили и провели для педагогического состава школы и сотрудников ИМЦ Петродворцового района интеллектуальные игры – «Что? Где? Когда?» (октябрь) и КВИЗ на тему «Год педагога и наставника» (декабрь).

Наш класс активно включился в осенне-зимнюю сессию проекта «Герценовские среды 2023» РГПУ им. А. И. Герцена. Все обучающие в течении октября-декабря погрузились в научно-образовательную среду факультетов/институтов, дважды меняли образовательный трек, смогли выбрать себе разные направления, 82% обучающихся классов успешно защитили индивидуальные итоговые проекты. Все обучающие класса прошли обучение по дополнительной общеразвивающей программе общей трудоемкости 52 часа. каждый получит сертификат РГПУ им. А. И. Герцена о получении дополнительных баллов, которые будут учитываться при поступлении (от 5 до 10).

Одним из направлений деятельности психолого-педагогического класса стало включение ОУ в проект сетевого сотрудничества по разработке и реализации педагогических решений, направленных на развитие личностного потенциала педагогов и школьников «Мастерские Роста» института педагогики СПбГУ по маршруту «Педагогический класс». Команда психолого-педагогического класса активно включилась в мастерскую игр «Решающий ход», некоторые старшеклассники выбрали мастерскую «Мировое кафе». Они отражают динамику достижений обучающихся, в том числе формирование функциональной грамотности, а также активность и результативность их участия во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных, проектах, школьном самоуправлении, волонтёрском движении.

В 2023 году наша школа выиграла Всероссийский конкурс по психолого-педагогическим классам. Данный проект дал школе возможность творческий реализовать программу под названием: «Мастерские роста». В рамках мастерских роста были проведены серии мастер-классов и практических занятий с учащимися 10 «а» класса.  Проведён мастер-класс с учащимися 10 «А» психолого-педагогического класса по теме: «Музей наших эмоций», где учащиеся наглядно смогли опознать и продиагностировать свои собственные эмоциональные проявления и эмпатии, а также получили практические упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, занятие на тему: «Взаимосвязь мозга и психики». На данном занятии ученикам были продемонстрированы возможности работы нашего мозга и его взаимосвязь с процессами обучения и развития. Ученики очень положительно отреагировали на данный проект, так как он дал возможность практический посмотреть на будущий предмет. Данная форма работы очень хорошо ложится на внеурочные занятий по профориентации в старших классах в рамках «России – мои горизонты». На классных часах мы с ребятами разбираем задания олимпиад, различных конкурсов. Ученикам мы показываем различные полезные информационные ресурсы, где они могут черпать для себя полезную и актуальную информации по теме педагогики и психологии. Так же у нас есть формат просмотров фильмов (кинолекторий) с последующим обсуждением. Нам удалось посмотреть документальные фильмы: Ушинский К.Д., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л.

Литература:

1. Врублевская, Е. Г. Организация деятельности психолого-педагогических классов / Е.Г. Врублевская, Л.А. Даринская. –  1-е изд. - Москва: Академия Мин-просвещения России, 2021. –  392 c.

2. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. – М., 2005.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический класс, как модель формирования педагогической одарённости

(опыт реализации на базе ГБОУ СОШ № 411 «Гармония»

Петродворцового района Санкт-Петербурга)

(автор: учитель педагогики и психологии, Турчанинов Евгений Евгеньевич).

В настоящее время образование – это насыщенный и увлекательный процесс, а профессия педагога одна из самых интересных и динамично развивающихся профессий в современном обществе.

У обучающихся и родителей нашей школы появилась острая необходимость в открытии предпрофессионального класса, образовательная программа которого удовлетворяла бы запросы детей и их родителей на получение социально-гуманитарного образования и формирование компетенций, необходимых для осознанного выбора современных профессий в социальной и образовательной сфере, а также стала бы драйвером развития обучающихся. В целях обеспечения выполнения основных мероприятий Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р, разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и реализации основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утверждённых распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р. В итоге было принято решение создать на базе ГБОУ СОШ № 411 «Гармония» с углубленным изучение английского языка в г. Петергофе профильный психолого-педагогический класс. Следуя нормативным и методическим документам, административная команда школы изучила опыт и других регионов по организации классов психолого-педагогической направленности в образовательных организациях.

В настоящее время большое значение уделяется привлечению школьников старших классов к профессиональной ориентации. Особенного внимания требуют профессии педагогической направленности. Для того чтобы учащиеся не просто узнали о значимости профессии учителя, а захотели попробовать себя в педагогической деятельности, необходимо проводить комплексную работу по формированию педагогических знаний у обучающихся, наглядно демонстрировать на примере работу учителей разных специальностей, организовать практическое применение умений и навыков учащихся.

В рамках профориентационной работы и последующего профилирования учащихся 9-х классов, была разработана специальная анкета оптанта. За основу была взята анкета Пряжникова Н.С. В качестве дополнительных методик использовался пакет профориентационных опросников для определения профиля учащихся старших классов в адаптации Резапкиной Г.В. (опросник профессиональных склонностей, типы интеллекта, матрица профессий). В анкету были включены пункты с вопросами: назовите, пожалуйста, предметы, которые Вам больше всего нравятся и хорошо получаются у Вас, напишите профессию, которую Вы хотите выбрать; области и сферы: естественно-научная, техническая, общественно-научная, гуманитарная, сфера искусства, спортивная с расшифровкой предметов). Их нужно было проранжировать; напишите, пожалуйста, тему своего индивидуального проекта; проранжируйте, пожалуйста, что влияет больше всего на Ваш выбор бедующей профессии: «Я сам (моё желание), «Родители», «Окружающие», «Обстановка в стране», «Профессии будущего», «Социальная полезность», «Престижность»). В результате проведенной профориентационной работы и собеседования с каждым учеником психолого-педагогический класс выбрало 23 ученика.

         Далее удалось провести диагностику мотивационной готовности учащихся 10 «а» класса, где использовалась методика «Шкала академической мотивации» (авторы: Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин) и методика ценностных ориентаций Рокича. В результате проведённого исследование удалось выявить, что у 9 учащихся, что составляет 42% от общего числа 10 «а» класса наблюдается познавательная активность в связи с обучением в психолого-педагогическом классе, у 10 учащихся преобладает мотивация на «саморазвитие», что составляет 47 % от общего числа в классе. Стоит отметить, что среди учащихся психолого-педагогического класса нет детей, которые оценивают свою учёбу в данном классе, как вынужденную и необходимую. Всё это может свидетельствовать о формирование готовности и школьной мотивации к познанию предмета педагогика и психология и желанию саморазвиваться и учиться дальше. В начале выбора психолого-педагогического класса в девятом классе в качестве основной мотивации с помощью проведенной анкеты оптанта у учащихся преобладала следующая мотивация:  «Мой собственный выбор и мой собственный интерес» – 17 человек, что составляет 81% от общего числа в классе, «Выбор родителей» – 2 человека, что составляет – 9,5% и престижность – 1 человек, что составляет – 5%.

Таким образом, мы можем наблюдать, что большинство учащихся оправдали свои представления и ожидания в ходе обучения в психолого-педагогическом классе.

         Также удалось провести специальное анкетирование-опрос родителей по поводу выбора их детей психолого-педагогического профиля. В результате были заданы следующие вопросы:

1. Скажите, пожалуйста, оправдали ли Ваши ожидания обучение Вашего ребёнка в психолого-педагогическом классе? 16 человек выразили своё одобрение, что составляет 76% от общего числа родителей класса;

2. Правильно ли на Ваш взгляд, что Ваш ребёнок пошёл в психолого-педагогический класс и выбрал педагогику и психологию в качестве предмета? 10 человек выразили своё одобрение, что составляет 48% от общего числа родителей класса.

 3. Нравиться ли Вашем ребёнку участвовать в различных конкурсах и олимпиадах? 19 человек выразили своё одобрение, что составляет 90% от общего числа родителей класса.

4. Знаете ли Вы кем хочет стать Ваш ребёнок, когда закончит школу? 14 человек выразили своё одобрение, что составляет 67% от общего числа родителей класса, что говорит о том, что они имеют представление о бедующей профессии своего ребёнка. Среди данных профессий 8 учащихся по мнению родителей выбрали гуманитарные профессии такие как: управление, тренерская работа, психолог, работа учителем в школе.

        Таким образом можно наблюдать, что мнение родителей и их детей совпадает с мотивацией детей класса на приобретение в будущем профессий психолого-педагогической направленности.

        В рамках сетевого взаимодействия «Учитель начинается в школе!» удалось реализовать следующие проекты на базе нашей школы:

      1. Школа будущего учителя (популяризация педагогической профессии, формирование базы первоначальных знаний, умений, навыков педагогической деятельности).

2. Школа молодых вожатых (погружение в педагогическую практику, развитие творческих, лидерских, коммуникативно-организаторских способностей и педагогической техники).

3. Школа добровольцев (безвозмездное участие в общественно-значимых мероприятиях, социальная самореализация).

        Школа активно включилась в проект сетевого сотрудничества по разработке и реализации педагогических решений, направленных на развитие личностного потенциала педагогов и школьников «Мастерские Роста» института педагогики СПбГУ по маршруту «Педагогический класс». ввести в школу практику участия учеников начальной школы в оформлении своего классного пространства.

 «Мастерские роста» – это проект, участники которого развивают свой личностный потенциал и помогают своей школе стать местом, где интересно жить и учиться. Мастерская роста – это временный детский коллектив, объединившийся с целью реализации конкретной практики по выбранной теме на протяжении учебного года. В состав Мастерской могут входить от 10 до 30 учеников.

Каждую мастерскую возглавляет один педагог (мастер). Мастерская работает как:

• сообщество психолого-педагогического класса или класса иного профильного направления;

• сообщество класса под руководством классного руководителя;

• Выявление педагогической одарённости;

• Профессиональные пробы и опыт наставничества;

•  Формирование готовности к профессиональному и личностному самоопределению;

• Создание сообщества единомышленников на этапе обучения в школе.

Команда Учебной фирмы психолого-педагогического класса активно включилась в мастерскую игр «Решающий ход», некоторые старшеклассники выбрали мастерскую «Печа – куча книжных открытий». После уроков и на переменах у старшеклассников проходит так называемая «предпрофильная педагогическая практика», это и тематические занятия в начальной школе, участие в Днях самоуправления.

Популярными стали проекты «Арт-студия» и «Спортивные перемены. На зарядку становись!» И здесь у будущих педагогов все «по-взрослому», ребята планируют и прописывают планы своих мероприятий, оценивают, что получилось, а что нет. Ну а ребята начальной школы с удовольствием откликаются на контакт со старшеклассниками, они понятны и интересны друг другу, поэтому этот опыт взаимодействия старшей и младшей школы очень эффективен.

Каждый наставляемый в классе принимает участие в педагогических пробах, что способствует развитию социальной и педагогической активности, социальной ответственности, расширению знаний и представлений o профессии педагога. Профессиональные пробы проходят в школе на базе структурного подразделения «отделение дошкольного образования», в ГБДОУ детский сад № 13, в начальных классах. Учащиеся разрабатывали и проводили игровые занятия для воспитанников детских садов и внеурочные занятия в начальной школе, участвуют в образовательных событиях, так уже подготовили и провели для педагогического состава школы и сотрудников ИМЦ Петродворцового района интеллектуальные игры – «Что? Где? Когда?» (октябрь) и КВИЗ на тему «Год педагога и наставника» (декабрь).

Наш класс активно включился в осенне-зимнюю сессию проекта «Герценовские среды 2023» РГПУ им. А. И. Герцена. Все обучающие в течении октября-декабря погрузились в научно-образовательную среду факультетов/институтов, дважды меняли образовательный трек, смогли выбрать себе разные направления, 82% обучающихся классов успешно защитили индивидуальные итоговые проекты. Все обучающие класса прошли обучение по дополнительной общеразвивающей программе общей трудоемкости 52 часа. каждый получит сертификат РГПУ им. А. И. Герцена о получении дополнительных баллов, которые будут учитываться при поступлении (от 5 до 10).

Одним из направлений деятельности психолого-педагогического класса стало включение ОУ в проект сетевого сотрудничества по разработке и реализации педагогических решений, направленных на развитие личностного потенциала педагогов и школьников «Мастерские Роста» института педагогики СПбГУ по маршруту «Педагогический класс». Команда психолого-педагогического класса активно включилась в мастерскую игр «Решающий ход», некоторые старшеклассники выбрали мастерскую «Мировое кафе». Они отражают динамику достижений обучающихся, в том числе формирование функциональной грамотности, а также активность и результативность их участия во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных, проектах, школьном самоуправлении, волонтёрском движении.

В 2023 году наша школа выиграла Всероссийский конкурс по психолого-педагогическим классам. Данный проект дал школе возможность творческий реализовать программу под названием: «Мастерские роста». В рамках мастерских роста были проведены серии мастер-классов и практических занятий с учащимися 10 «а» класса.  Проведён мастер-класс с учащимися 10 «А» психолого-педагогического класса по теме: «Музей наших эмоций», где учащиеся наглядно смогли опознать и продиагностировать свои собственные эмоциональные проявления и эмпатии, а также получили практические упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, занятие на тему: «Взаимосвязь мозга и психики». На данном занятии ученикам были продемонстрированы возможности работы нашего мозга и его взаимосвязь с процессами обучения и развития. Ученики очень положительно отреагировали на данный проект, так как он дал возможность практический посмотреть на будущий предмет. Данная форма работы очень хорошо ложится на внеурочные занятий по профориентации в старших классах в рамках «России – мои горизонты». На классных часах мы с ребятами разбираем задания олимпиад, различных конкурсов. Ученикам мы показываем различные полезные информационные ресурсы, где они могут черпать для себя полезную и актуальную информации по теме педагогики и психологии. Так же у нас есть формат просмотров фильмов (кинолекторий) с последующим обсуждением. Нам удалось посмотреть документальные фильмы: Ушинский К.Д., Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л.

Литература:

1. Врублевская, Е. Г. Организация деятельности психолого-педагогических классов / Е.Г. Врублевская, Л.А. Даринская.  1-е изд. - Москва: Академия Мин-просвещения России, 2021.  392 c.

2. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. – М., 2005.