Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Доклад на конференции.
методическая разработка по русскому языку

Квардакова Ольга Павловна

Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на конференции36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

(из опыта работы)

Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории Квардакова Ольга Павловна.

Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя-словесника. По результатам ЕГЭ принято оценивать работу муниципалитета, города, школы, отдельного педагога.  Итоги аттестации дают возможность выпускникам проверить уровень своей компетенции и  выбрать дальнейший жизненный путь.  Считаю, что одним  из существенных факторов успеха сдачи ЕГЭ является  обеспечение  качественного преподавания предмета на протяжении всех лет обучения в школе, а также качественная подготовка непосредственно к самому экзамену. И здесь эффективность работы  напрямую зависит от диалога, который устанавливается между учителем и учениками. Педагог должен стать наставником, искренним помощником и человеком, заинтересованным в успехе своего выпускника.  

Из опыта своей работы остановлюсь, на мой взгляд, на некоторых принципах и приемах, позволяющих добиться хороших результатов.

Во-первых, системность.   Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться еще в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, знакомятся с лексическим богатством языка. Уже с 5 класса  заставляю ребят  графически обозначать орфограммы. Важно, чтобы ученик видел слабые позиции гласных и согласных и умел осознанно с ними справляться   и в 5 классе, и в 11 классе на ЕГЭ.      Аналогично работаем,   анализируя  предложения. Выделение грамматических основ обязательно при изучении любой темы раздела «Синтаксис» курса 5-9 класс.

  Особое внимание уделяю морфологическому разбору, который выполняется как   в классе, так и дома в качестве дополнительного грамматического задания. При изучении правил орфографии особое внимание обращаю на связь морфемики, словообразования и морфологии с правильным написанием слов, акцентируя внимание на то, что этот материал встретится в КИМах на ОГЭ и ЕГЭ.  

Во-вторых, считаю, что   методика структуирования учебного материала является фундаментом успешного  усвоения знаний. Она ориентирована на укрупление дидактической единицы учебной информации. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться  к итоговой аттестации. У каждого ученика есть тетрадь для опорных конспектов, в которую собирается весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Здесь же помещается материал по орфоэпии и лексике. Этот ценный багаж позволит учителю сократить время при подготовке к экзамену.  

В-третьих.  Уверенна, что для отработки навыков выполнения заданий КИМов необходимо уже в  среднем  звене при усвоении учебного  материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ.  Регулярно провожу тематическое тестирование, которое позволяет быстро установить обратную связь  и определить пробелы в знаниях учащихся по каждой теме курса.   Работе над ошибками всегда уделяю особое внимание.

 Следующей эффективной формой работы   подготовки к ЕГЭ  является  комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют пунктуационный разбор и т.д.  

   Систематическая и последовательная работа учителя в среднем звене подводит учащихся к итоговой  аттестации с определенным багажом знаний и умений.

Конечно, целенаправленно учащиеся начинают готовиться к ЕГЭ только в 10-11 классах. Они уже имеют опыт сдачи экзамена, но при этом не понимают, что ЕГЭ в 11 классе во многом отличается от предыдущей аттестации. Поэтому на первых уроках русского языка знакомлю с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки.   Сразу демонстрирую справочники, словари, пособия, Интернет-ресурсы, которые помогут при самостоятельной подготовке  к ЕГЭ. На первой неделе традиционно проводится диагностический тест за курс 5-9 классов, который поможет выявить пробелы в знаниях учащихся и мотивировать на серьезную подготовку к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. В 10 -11 класса работаю по УМК Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной, где органично сочетается теория с практикой,  уровень усвоения тематических блоков проверяется  заданиями ЕГЭ.

 Каждый тематический блок изучаем по схеме: вспоминаем, восстанавливаем, систематизируем необходимые знания, интерпретируем их в соответствии с заданиями ЕГЭ. Для закрепления и тренировки берем типовые тестовые задания, соответствующие данному материалу. Для каждого тематического блока в кабинете имеются задания нескольких вариантов, которые каждый ученик должен прорешать.  Работы анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную  таблицу ошибок. Особое внимание обращаю на актуализацию знаний и умений по вопросам, традиционно вызывающим затруднения у выпускников. В тетрадях – опорных конспектах будущие выпускники в виде схем, таблиц, алгоритмов записывают отработанные задания, интересные, сложные примеры (так называемые капканы). Через некоторое время снова провожу  промежуточный тест и проверяю. И снова работа над ошибками. Система  внешнего мониторинга показывает реальную картину качества  знаний учащихся, помогает скорректировать работу. В конце  10 класса обучающиеся проходят промежуточную аттестацию, которая соотнесена по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ.  

В 11 классе работа продолжается по той же системе, но увеличивается количество часов (выделяются 2 часа из школьного компонента), которые позволяют уделить большее внимание индивидуальной работе с учениками. В 11 классе начинаем решать типовые экзаменационные варианты по редакцией И.П. Цыбулько.

Работа с тестами проводится по определенным требованиям, с которыми ученики знакомы с 10 класса: не проверяется   тест, если в нем не показана непосредственная деятельность выпускника через графическое обозначение. Тестовая тетрадь становится территорией диалога ученика с учителем, где я не просто проверяю работу, а даю комментарий к ошибкам, указываю нужный источник информации. Именно через такую работу можно проследить траекторию продвижения ученика к цели.

Хорошим помощником для подготовки выпускников к ЕГЭ для меня является продолжительное сотрудничество с издательством «Легион». Я являюсь постоянным участником вебенаров данного издательства, на которых всегда получаю нужную информацию по подготовке учащихся к итоговой аттестации. Видеоматериал, презентации по определенным заданиям     использую активно в своей работе.  

 Обращаю внимание коллег на печатные издания: «Тематический трениг», «Тренировочные варианты». Здесь можно найти тематические задания, теоритический материал, анализ типичных ошибок и методические рекомендации, семь тематических словарей (в том числе словарь паронимов и словарь плеоназмов).  

        Готовлю ребят к сочинению на ЕГЭ по сборнику Н.А.Сениной и А.Г.Нарушевич  «Сочинение  на ЕГЭ. Курс Интенсивной подготовки».   Он содержит систематизированные теоритические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, алгоритмы написания, систему упражнений, анализ типичных ошибок.  

В итоге хочу сказать, очень важно каждому, и ученику, и учителю усвоить простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжелый, систематический труд, результат которого  будет прямо пропорционален времени, потраченному на подготовку к экзамену.

       Результаты эффективности своей работы приведу за два последних учебных года: 2017-2018 год – 4 золотых медалиста, 5 человек  сдали ЕГЭ выше 90 баллов( 3 из них набрали 98), средний балл по классу 84;

2018-2019 год – 3 выпускника сдали ЕГЭ выше 90 баллов, средний бал 77.

Спасибо за внимание. И всем хороших результатов на ЕГЭ!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные пути и приемы подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является то, что результаты ЕГЭ являются одним из основны...

Эффективные пути развития познавательного интереса учащихся по физике

Тезисы.« Учение, лишенное всякого интереса, …убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет»...

Педагогический проект "Эффективные пути развития творческого потенциала учащихся через коллективное музицирование. Ансамбли скрипачей"

категория: Игра на музыкальном инструментеавтор: Трещёткина Лидия ИвановнаВ проекте представлены эффективные пути решения проблем воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств участн...

Эффективные приемы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку.

Эффективные приемы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку....

Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Доклад на конференции.

Эффективные пути и приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку....

Статья "Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по математике"

В статье рассказывается о методах и приемах подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ по математике...

Эффективные методы и приемы подготовки к ОГЭ по русскому языку

Данная статья предназначена для учителей русского языка. Она поможет в подготовке к успешной сдаче итоговой аттестации. Данная статья будет полезна обучающимся 9 классов при подготовке к ОГЭ по русско...