Нестандартное домашнее задание по русскому языку в процессе подготовки к контрольному диктанту
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Жаркова Иоланта Юрьевна

Нестандартное домашнее задание по русскому языку 

в  процессе  подготовки к контрольному диктанту.

 

Пояснительная записка

 

Подготовка учащегося к контрольному диктанту проводится в течение нескольких уроков. В процессе выполнения домашнего задания учащийся готовится самостоятельно, но организовать эту часть подготовки интересно – задача учителя. Только самостоятельно добытые знания и отработанные умения имеют ценность. Нестандартное домашнее задание должно быть посильным, так как его выполнение происходит без непосредственного руководства учителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnoe_domashnee_zadanie_po_russkomu_yazyku.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартное домашнее задание по русскому языку  

в  процессе  подготовки к контрольному диктанту. 

Пояснительная записка

Подготовка учащегося к контрольному диктанту проводится в течение нескольких уроков. В процессе выполнения домашнего задания учащийся готовится самостоятельно, но организовать эту часть подготовки интересно – задача учителя. Только самостоятельно добытые знания и отработанные умения имеют ценность. Нестандартное домашнее задание должно быть посильным, так как его выполнение происходит без непосредственного руководства учителя.

Тема домашнего задания: «Синтаксический разбор простого предложения. Подготовка к контрольному диктанту»

Класс: 5

Цели:

- закрепление изученного материала в 1 четверти в области синтаксического разбора предложения;

- отработка навыков определения членов предложения;

- подготовка к выполнению грамматического  задания в контрольном диктанте.

Работа по формированию компетенций школьника (ключевых: учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных; общепредметных; предметных) заложена в выборе текста и нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту.

Работа по формированию УУД (коммуникативных, регулятивных, познавательных) заложена в выборе текста, нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту, в  способе проверки.

Степень сложности: средний.  

Тип задания: индивидуальное, работа над предложением.

Время выполнения задания: 25-30 минут.

Текст для домашнего задания взят из сборника Бройде М.Г.  «Занимательные упражнения по русскому языку»: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 304с. (упражнение №15, стр 18). Выбор темы текста обусловлен общностью тем текстов домашнего задания и контрольного диктанта (оба текста на осеннюю тематику). Таким подбором текстов мы снимаем стрессовую ситуацию восприятия пятиклассником незнакомого текста будущего контрольного диктанта.

Задание - кроссворд к тексту, методика работы с  упражнением при подготовке к контрольному диктанту –  разработка  Жарковой И.Ю.

Проведение: лист с заданием (по вариантам) получает на уроке каждый ученик. В работе представлены два варианта заданий. Дома учащийся в тетради на  выданном листе выполняет задание.

Способ проверки:

1. Текст читается учителем или подготовленным учеником.

2. Грамматическое задание к тексту проверяется при помощи опроса (для  1 варианта – второй абзац, для 2 варианта – первый абзац – это  общий для вариантов отрывок текста). Так как класс малочисленный, никто из учащихся не остается без внимания учителя, все включены в работу.  

3. Взаимопроверка. Листами  с выполненным кроссвордом учащиеся обмениваются и проводят взаимопроверку, сверяясь с информацией на интерактивной доске. После этого листы с кроссвордами и выполненными заданиями сдаются на проверку учителю.

4. Оценивается работа каждого ученика.  

Текст

Осенью

(1)Приближается зима. (2)Заметно сократился день.  (3)Воздух плохо прогревается и не сохраняет тепла. (4)Ночи становятся долгими и темными и часто заставляют дрожать от холода. (5)Уже не распахнешь окно и не насладишься вечерней свежестью и запахом цветов.

         (6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко висят тяжелые тучи и грозят дождем или мокрым снегом. (8)Они поглощают солнечные лучи и не дают им освещать и согревать землю. (9)Отдаленные предметы то теряются в тумане, то пропадают за сеткой дождя.

        (10)Мокрые кроны деревьев и кустарников отяжелели, пригнулись к земле и отражаются в лужах. (11)Ветер сотрясает их резко и грубо и срывает листву. (12)Листья летят по воздуху и прилипают к крышам и облепляют кусты. (13)Всем холодно да тоскливо осенью.

Шрифт  и интервал для печати задания выбраны крупные, чтобы снизить зрительную нагрузку для учащихся.  

Задание


1 вариант

Осенью

(1)Прибл_жается зима. (2)Заметно сокр_тился день.  (3)Воздух плохо  прогр_вается и не сохр_няет тепла. (4)Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от холода. (5)Уже не расп_хнешь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цветов.

         (6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко в_сят т_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (8)Они погл_щают  солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (9)Отдаленные предметы то т_ряются в тумане  то проп_дают за сеткой дождя…

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы): _______________________________________

Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.

Задание 3. Разгадайте кроссворд.

3

2

1

4

5

6

По горизонтали:

По вертикали:

1. Из предложения №3 выпишите обстоятельство образа действия.

2. Каким членом предложения является словоформа «свежестью» в предложении №5?

4. Из предложения №5 выпишите словоформу, подходящую под схему:

приставка+корень+окончание+постфикс

3. Из предложения №2 выпишите сказуемое.

6. Каким членом предложения является словоформа «отдаленные» в предложении №9?

5. Из предложения №3 выпишите подлежащее.

При выполнении заданий  будь внимателен, не спеши!


2 вариант

Осенью

… (1)Отпылали солнечные восходы и закаты. (2)Весь день низко в_сят т_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (3)Они погл_щают солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (4)Отд_ленные предметы то т_ряются в тумане, то проп_дают за сеткой дождя.

        (5)Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели  пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. (6)Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. (7)Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. (8)Всем холодно да тоскливо осенью.  

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы):__________________________________________

________________________________________________________

Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.

Задание 3. Разгадайте кроссворд.

2

1

6

3

4

5

По горизонтали:

По вертикали:

1. Каким членом предложения является словосочетание «сеткой дождя» в предложении №4?

2. Из предложения №1 выпишите сказуемое.

3. Из предложения №6 выпишите дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже.

4. Из предложения №4 выпишите словоформу, подходящую под схему:

корень+суффикс+окончание+постфикс

5. Из предложения №4 выпишите подлежащее.

6. Из предложения №2 выпишите определение, относящееся к подлежащему.

При выполнении заданий будь внимателен, не спеши!


Ключи к кроссвордам

1 вариант

3с

о

2д

к

1п

л

о

х

о

р

п

а

о

т

4н

а

с

л

а

д

и

ш

ь

с

я

н

л

е

с

н

я

5в

и

6о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

з

д

у

х

2 вариант

2о

т

п

ы

1о

б

с

т

о

я

т

е

л

ь

с

т

в

о

а

л

6т

3л

и

с

4т

в

у

я

е

ж

5п

р

е

д

м

е

т

ы

я

л

ю

ы

т

е

с

я


Планируемые результаты выполнения домашнего задания в нестандартной форме:

- учащийся закрепляет умение проводить синтаксический разбор  простого предложения;

- учащийся продолжает формирование познавательных УУД (работа с грамматическим заданием: чтение, восприятие, выполнение);

- учащийся закрепляет навыки работы с текстом; продолжается работа по формированию коммуникативных компетенций и коммуникативных УУД;  

- учащийся продолжает формирование навыков работы с определенным видом орфограмм; продолжается работа по формированию предметных компетенций;

- учащийся продолжает работу по формированию регулятивных УУД (проверка, контроль, коррекция);

- учащийся не испытывает психологического дискомфорта при проведении контрольного диктанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План выполнения домашнего задани по русскому языку

План выполнения домашнего задания...

Статья на тему «Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы»

Статья для учителей русского языка и литературы...

Нестандартные олимпиадные задания по русскому языку и литературе

Выполнение нестандартных, творческих, практических языковых заданий формирует  сознательный интерес ребенка к предмету, активизирует познавательную деятельности, развивает самостоятельность, что ...

Домашнее задание по русскому языку.

Роль домашнего задания по русскому языку....

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку за курс 6 класса (Контрольный диктант с грамматическим заданием)

1.Назначение работы- выявить степень соответствия уровня подготовки класса общим базовым требованиям к подготовке учеников, оканчивающих 6 класс...