План работы педагога-психолога школы на 2018-2019 уч.г.
календарно-тематическое планирование по психологии

Захарова Галина Юрьевна

В плане учтены актуальные запросы Администрации школы, направления работы психолога, работа разбита по блокам основных задач. В палне перечислены основные профилактические, коррекицоно-развивающие программы, используемые психологом. Присутсвует работа с детьми с ОВЗ, девиантным поведением и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_plan_2018-19.docx83.62 КБ

Предварительный просмотр:

План работы педагога-психолога МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

Захаровой Г.Ю. на 2018-2019 год

Цель: создание комплекса оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в ситуациях школьного взаимодействия.

Задачи:

  1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения в школе, пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы; 10-классников, вновь прибывших в школу учащихся, педагогов.
  2. Организовать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся среднего и старшего звена.
  3. Способствовать формированию у участников образовательного процесса ценности здоровья и безопасного образа жизни.
  4. Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ по профилактике, минимизации и коррекции девиантного поведения школьников (меры специальной профилактики в рамках деятельности педагога-психолога) – в соответствии с «Планом работы школы по профилактике девиантного поведения школьников» и «Планом совместных мероприятий (с субъектами профилактики) по профилактике правонарушений среди учащихся МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области» на 2018-2019 учебный год
  5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Оказывать содействие развитию у участников образовательного процесса навыков бесконфликтного взаимодействия в поликультурном мире, в овладении технологиями медиации, развитии толерантности.
  7. Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ в повышении психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
  8. Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ в психолого-педагогическом сопровождении одаренных школьников (по плану школы).


  1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников к условиям обучения в школе, пятиклассников к условиям обучения в среднем звене школы; 10-классников; вновь прибывших в школу учащихся, педагогов.

№ п/п

Цель

Инструментарий/

Формы организации

адресность

ответственный

Сроки

выполнения

Диагностика

1

Выявление (номинация) детей с неблагоприятным прогнозом к обучению

Беседы-справки с педагогами школы (1 кл.)

Наблюдение за учащимися в урочной и внеурочной деятельности

Выпускники ДОУ (1-классники)

Педагоги школы

Психолог, кл.руководители 1-х классов

Сентябрь-октябрь

2

Углубленные диагностические обследования учащихся с неблагоприятным прогнозом к обучению (познавательная сфера, личностная и по запросу на консультациях)

Диагностические методики (компьютерный вариант обработки): «Диагностика школьной адаптации»/ ООО «НПФ «Амалтея»; на бланках - варьируются в зависимости от проблемы

Учащиеся с трудностями в усвоении школьной программы

Психолог

В течение года

3

Изучение уровня школьной мотивации, адаптации к условиям обучения в школе, уровня тревожности, социального статуса в классном коллективе

Обслуживание профилактических программ

Оценка эффективности работы по программам

Методики по программам (см. в программах)

  • Рахманкулова Р. «Введение в школьную жизнь» (экскурсии по школе - совместно с педагогами). Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников
  • Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 1 класс)
  • Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 5 класс)
  • Ермолаева О.Ю. «Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов в адаптационный период»
  • ПилипкоН.В., Громовой Т.В., Чибисовой М.Ю. «Здравствуй, школа!»

Учащиеся 1-х классов

Учащиеся 1-х, 5-х классов

Учащиеся 10 классов

Будущие 1-классники

психолог

1-2 четверть

Март-май

4

Изучение особенностей школьной дезадаптации у учащихся (по результатам первичной диагностики)

Диагностические методики: опросник Р.Рахманкуловой «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (по программе Рахманкуловой Р. «Введение в школьную жизнь»)

Педагоги, в чьих классах есть учащиеся со школьной дезадаптацией

психолог

Октябрь-ноябрь

5

Изучение состояния эмоционального фона педагогов, вновь прибывших в школу (по запросу)

Тест Люшера (формула Шмишека) он-лайн тестирование

САН - диагностические методики (компьютерный вариант обработки): «Диагностика школьной адаптации»/ ООО «НПФ «Амалтея»

Опросы, наблюдения

Педагоги, вновь прибывшие в школу

Психолог

В течение года

Психологическая профилактика

1

Создание доброжелательной атмосферы в классе, сплочение коллектива, снятие напряжения

Беседы

Организация подвижных игр на переменах (физические упражнения, гимнастика, самомассаж, упражнения для снятия нервно-мышечного напряжения, коммуникативные упражнения, на развитие свойств внимания)

Учащиеся 1-х классов

Психолог

педагоги

Сентябрь-октябрь

Игротеки, классные часы на сплочение классного коллектива

Учащиеся 1, 5, 10 классов

Психолог

1 четверть

2

Оказание помощи будущим первоклассникам в принятии позиции ученика

Проведение цикла психологических занятий в рамках «Школы будущего 1-классника» по программе ПилипкоН.В., Громовой Т.В., Чибисовой М.Ю. «Здравствуй, школа!»

Выпускники ДОУ, посещающие «Школу первоклассника» на базе МКОУ СОШ

Психолог

Организация встреч (Руководитель ШМО учителей начальных классов)

Завуч по УВР

Март-май

3

Реализация профилактических программ

Рахманкулова Р. «Введение в школьную жизнь» (экскурсии по школе - совместно с педагогами). Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников (10 занятий)

1-классники

Психолог

педагоги 1-х классов

1 четверть

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 5 класс)

5А (кадеты), 5Б

психолог

Сентябрь-май

Ермолаева О.Ю. «Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов в адаптационный период»

Учащиеся 10 класса

Их родители

педагоги

Психолог

Классный руководитель (организация)

Октябрь-ноябрь

Психологическое просвещение

1

Повышение психолого-педагогической компетентности  родителей учащихся

Выступления на родительских собраниях

в ДОУ, в рамках «Школы будущего первоклассника» по темам: «Школа или детский сад?», «Ребенок идет в первый класс», «Развитие познавательных процессов 1-классников как профилактика школьной дезадаптации»,

Родительская конференция по проблемам адаптации:

«Первый раз – в первый класс! Особенности адаптации 1-классников к условиям обучения в школе» (по программе Рахманкуловой Р. «Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников»),

 «Первый раз – в пятый класс! Особенности адаптации 5-классников к условиям обучения в среднем звене школы», «Психологические особенности и задачи развития в ранней юности» (по программе Ермолаевой О.Ю. «Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов в адаптационный период»)

Родители выпускников ДОУ (будущих первоклассников)

Родители учащихся 1-х классов

5-х

10 класса

Психолог

кл.руководители

(Организационные вопросы)

Май

1 четверть

(в соответствии с планами кл.руководителей)

2

Повышение психолого-педагогической компетентности  классных руководителей

Выступления на тематических педагогических советах, совещаниях классных руководителей, ШМО учителей начальных классов:

«Рекомендации педагогам по созданию психологически комфортной атмосферы в период адаптации учащихся 1-х классов к условиям обучения в начальной школе», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся 1-х классов» (по программе Рахманкуловой Р. «Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников»)

«Рекомендации педагогам по созданию психологически комфортной атмосферы в период адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе» (по программе Коблик Е.Г. «Первый раз – в пятый класс!»)

«Рекомендации педагогам по созданию психологически комфортной атмосферы в период адаптации учащихся 10-х классов к условиям профильного обучения»

Семинар-практикум для педагогов, работающих в 10 классе

«Адаптационный период в школе» (по программе Ермолаевой О.Ю. «Программа психологического сопровождения учащихся 10-х классов в адаптационный период»)

классные руководители 1-х, 5-х, 10 класса

психолог

Коррекционно-развивающая работа

1

Реализация программ адаптации к условиям обучения в школе (1–е классы) с учащимися с неустойчивой адаптацией, дезадаптацией

Овчарова Р.В. «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» (12 занятий)

Группа 1-классников

с неустойчивой адаптацией, дезадаптацией (по результатам диагностики)

психолог

Со 2 четверти по мере комплектования группы

2

Реализация программы коррекции эмоциональных нарушений детей

Захарова Г.Ю. «Кукляндия – веселая страна»

Группа учащихся

начальной школы с эмоциональными нарушениями

психолог

В течение года по мере комплектования групп

3

Реализация программ оптимизации детско-родительских отношений

Программа «Мы вместе» (12 встреч) (Староверова М.С.. Кузнецова О.И.)

Консультации родителей по программе «Кукляндия – веселая страна» (Захарова Г.Ю.)

Группа родителей и учащихся 1-4 классов

психолог

Со 2 четверти

Психологическое консультирование

1

Оказание помощи педагогам в изучении особенностей развития учащихся, содействие индивидуализации и дифференциации обучения

Анализ и знакомство педагогов с  результатами диагностики школьной зрелости выпускников ДОУ, выпускников начальной школы, среднего звена

Классные руководители, педагоги-предметники

Психолог

В течение года (преимущественно в  1 четверти)

2

Оказание психологической поддержки педагогам, вновь прибывшим в коллектив

Индивидуальные консультации, организация наставнической помощи

Педагоги, вновь пришедшие в школу

Психолог

Члены МСППС

В течение года (по необходимости)

3

Оказание психологической поддержкиучащимся и их родителям в период адаптации

Индивидуальные, семейные консультации

Родители учащихся 1,5,10 классов, вновь прибывших в школу учащихся

Семьи учащихся

Психолог

В течение года (по необходимости)

Экспертная деятельность

1

Участие в организации взаимодействия ДОУ и МКОУ СОШ по преемственности в работе с детьми

Круглый стол с педагогами ДОУ и МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский по преемственности

Педагоги ДОУ

Педагоги начальной школы

Представители МУО, администрации ДОУ

Психолог

Администрация школы, ДОУ, МУО

по согласованию с администрацией (1, 4 четверть)

2

Участие в выработке стратегии сопровождения учащихся со школьной дезадаптацией, находящихся в трудной жизненной ситуации в адаптационном периоде

Коллегиальное обсуждение на заседаниях ШПМПконсилиума (школьного психолого-медико-педагогического консилиума)

Члены ШПМПконсилиума

Члены ШПМПконсилиума

В течение года (при наличии проблем адаптации)

  1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся среднего и старшего звена; учащихся, поступающих в учебные заведения МинОбороны РФ.

№ п/п

Цель

Инструментарий/

Формы организации

адресность

ответственный

Сроки

выполнения

Диагностика

1

Изучение профессиональной направленности личности, мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы подростков (на консультировании, кл.часах - по запросу)

Диагностические методики (компьютерный вариант обработки): «Профориентационная система ПРОФИ - II»/ ООО «НПФ «Амалтея»

«Матрица профессионального выбора» (для поступающих в ВУЗ) (Резапкина Г.В.), «Цифровой профессиональный тест» Аугустинавичуте

Система анализа и оценки личностных результатов обучающихся на диагностической основе (тестирование он-лайн, Всероссийское тестирование в проекте «Zасобой», «День выпускника» от ЦЗН)

Учащиеся 5-11 класс (по запросу)

9-11 классы

Психолог

Кл.руководители, родители (организационные вопросы)

В течение года

Неделя профориентации, спец. отведённые дни по проекту «Zасобой»

Психологическая профилактика

1

Реализация программ  профессионального самоопределения подростков (в том числе по запросам классных руководителей)

Резапкина Г.В. «Уроки самоопределения» (система классных часов для 5-9 классов по 8 занятий в каждом, 10-11 – 4 занятия)

«Мой выбор профессии» (Захарова Г.Ю.)

Выступление на общешкольной линейке на неделе Профориентации

Учащиеся 5-11 (по запросу кл.руководителей)

 

Учащиеся 8-х классов

психолог

 Сентябрь-май

(по согласованию с кл.руководителем)

В течение года

Неделя профориентации (2 неделя октября)

Психологическое просвещение

1

Расширение кругозора учащихся о мире профессий, профессиональных сферах, рынке труда (по запросу кл.руководителей)

Обучающие видеоролики о различных профессиях, учебных заведениях Кировской области и др.регионов в рамках классных часов «Азбука профессий»

Встречи со специалистами ЦЗН (г.Киров, пгт.Юрья) (по договоренности с администрацией школы) – «День выпускника»

Резапкина Г.В. Видеокурс «Время выбирать профессию» (4 ролика)

Учащиеся 8-11 классов

родители

Психолог, библиотекарь

Классные руководители

(Администрация школы)

1-3 четверть

2

Повышение психолого-педагогической компетентности  родителей учащихся в вопросе профессионального самоопределения

Тематические встречи с родителями: «Время выбирать профессию», «Ошибки в выборе профессии» «Профессиональный выбор наших детей»,  «Формула выбора профессии», «Куда пойти учиться? Рекомендации по выбору профиля для учащихся 9-х классов» (по результатам диагностики) (тематика по согласованию с кл.руководителями)

Родители учащихся 9, 11 классов

психолог

В течение года по мере поступления запроса

3

Повышение психологической грамотности учащихся старших классов (по предмету «Основы проектирования»)

Консультирование учащихся по темам выбранных проектов (по запросу): устно, через электронные носители, книги

Учащиеся старших классов

психолог

В течение года по мере поступления запроса

Психологическое консультирование и коррекционно - развивающая работа

1

Оказание помощи учащимся, родителям в коррекции профессионального плана школьников

Индивидуальные и групповые консультации

Учащиеся 8-11 классов (по запросу) и их родители

Учащиеся, поступающие в спец.учебные заведения от МинОбороны РФ  и их родители

психолог

В течение года по запросу

2

Оказание консультативной помощи медиаторам, вожатым в проведении проф.проб

Индивидуальные и групповые консультации

Люфт О.В. «Школа ЛИДЕР» - 12 занятий (развитие социальной, лидерской одарённости)

Медиаторы ШСП (при условии возобновления работы службы)

Вожатые пришкольного лагеря «Чайка»

психолог

Совместно с зам.дир.по ВР

В течение года (по мере организации работы ШСП, «Школы вожатого»)

3

Развитие психодиагностических навыков учащихся старших классов (по предмету «Основы проектирования»)

Сопровождение школьников в исследовательских проектах психологической направленности

Учащиеся 10-11 классов (по желанию)

психолог

В течение года по запросу

Экспертная деятельность

1

Экспертиза документации на учащихся, поступающих в учебные заведения МинОбороны РФ

Анализ, обсуждение результатов диагностики, составление характеристик

Учащиеся, поступающие в учебные заведения МинОбороны РФ

Администрация

Психолог

Классные руководители

3-4 четверть

  1. Способствовать формированию у участников образовательного процесса ценности здоровья и безопасного образа жизни.

№ п/п

Цель

Инструментарий/

Формы организации

адресность

ответственный

Сроки

выполнения

Диагностика

1

Обслуживание профилактических, развивающих программ

Оценка эффективности работы по программам

Диагностические методики по программам (см. ниже)

Учащиеся – участники программ

психолог

В течение года по мере реализации программ

Психологическая профилактика

1

Демонстрация учащимся способов здоровой организации образовательного пространства в школе

Использование технологий диалогического общения с учащимися

Учет возрастных особенностей развития школьников

Соблюдение СанПиН на занятиях

Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий: ионизирование воздуха кабинета психолога (Люстрой Чижевского), организация физминуток, глазодвигательных упражнений и многих других

учащиеся

психолог

В течение года

2

Профилактика экзаменационного стресса

Проведение классных часов, консультаций для учащихся выпускных 9, 11 классов, направленных на обучение и тренинг эффективным приемам психосаморегуляции в ситуации сдачи экзаменов.

«Я справлюсь!» (Захарова Г.Ю.)

Учащиеся выпускных 9, 11 классов

психолог

3-4 четверть

(по согласованию с кл.руководителями)

3

Профилактика суицидального поведения – формирование позитивного мышления, отношения к жизни

Классные часы с показом видеороликов, отрывков худ.фильмов

консультации по формированию антисуицидальных факторов (сказкотерапия «Диалоги на Аидовом пороге», Сакович Н.А.)

Учащиеся старших классов

Учащиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации

психолог

В течение года (по запросу)

4

Реализация программ, направленных на сохранение психологического здоровья детей

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 1 класс)

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 5 класс)

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 6 класс)

Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» (Уроки психологии в средней школе. 7 класс)

Учащиеся 5-7 классов

психолог

Сентябрь-май

5

Профилактика табакокурения, наркозависимости, алкогольной зависимости, употребления др.психотропных веществ

Классные часы, родительские собрания (по запросу администрации)

Учащиеся

родители

Члены ПСППС

В течение года (по плану работы школы)

Психологическое просвещение

1

Повышение психолого-педагогической компетентности  родителей учащихся, педагогов в вопросах воспитания и обучения школьников

Проведение тематических родительских собраний, семинаров для педагогов (тематика по плану школы) в том числе и по профилактике зависимости, саморазрушающего поведения

«Аутоагрессия»

Родители учащихся

Зам.директора по ВР

психолог

В течение года по плану школы

Родительские собрания, выступления на конференциях, пед.советах («Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам» и др.)

Родители учащихся 9, 11 классов

психолог

По плану школы, запросу администрации

Коррекционно-развивающая работа

1

Обучение участников образовательного процесса навыкам саморегуляции и управления стрессом

на групповых и индивидуальных психологических занятиях обучаются приемам снятия нервно-мышечного напряжения, дыхательной гимнастики, аутогенной тренировки, релаксации под музыку

школьники с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы,

родители,

педагоги с признаками профессионального выгорания

Психолог

Зам.директора по ВР

В течение года

Психологическое консультирование

1

Оказание психологической поддержки учащимся, педагогам, родителям в стрессовой ситуации (в том числе при подготовке к экзаменам)

Индивидуальные и групповые консультации

Выпускники, их родители

Педагоги

(и др. по запросу)

психолог

В течение года

Выпускники 3-4 четверть (по запросу)

Экспертная деятельность

1

Экспертиза педагогической деятельности на предмет создания психологически комфортной образовательной среды

Посещение уроков и внеурочных мероприятий педагогов.

Участие в совещаниях при директоре по решению спорных вопросов, планированию образовательной деятельности, участие в творческих группах пед.коллектива по разработке образовательных программ (в том числе программы коррекционной работы, адаптированных программ и т.д.)

Работа в составе ПМПконсилиума школы, Совета профилактики школы, Школьной службы примирения.

Оказание помощи администрации в составлении отчётной документации по Мониторингам образовательной деятельности

педагоги

Психолог

администрация

В течение года

  1. Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ по профилактике, минимизации и коррекции девиантного поведения школьников (меры специальной профилактики в рамках деятельности педагога-психолога) – в соответствии с «Планом совместных мероприятий (с субъектами профилактики) по профилактике правонарушений среди учащихся МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области» на 2018-2019 учебный год.

№ п/п

Цель

Инструментарий/

Формы организации

адресность

ответственный

Сроки

выполнения

Диагностика

1

Выяснение жилищно-бытовых условий семьи и оказания психолого-педагогической поддержки

Проверки по месту проживания (посещение на дому), беседы с родителями, классными руководителями

Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений

Их родители

Классные руководители

Только по согласованию с органами опеки, администрацией школы

Совместно с соц.педагогом, заместителем директора по воспитательной работе и Инспектором ПДН, классными руководителями

В течение года

2

Содействие работе МСППС в выявлении и учете школьников, требующих особого педагогического внимания, в том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия

Диагностические беседы-справки

Наблюдение за эмоциональным состоянием несовершеннолетнего в школе, внимание к его внутреннему миру

Изучение анкет, «Социального паспорта семьи», документации (личных дел, дневников) и пр. продуктов деятельности несовершеннолетнего (рисунков, поделок и др.)

Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений

Их родители

Классные руководители

Совместно с членами МСППС, пед.коллективом

В течение года

3

Выявление причин отклонений в поведении.

Изучение  особенностей  развития  эмоционально-личностной, познавательной   сферы учащихся, требующих особого педагогического внимания

Изучение особенностей воспитания в семье (по согласию семей)

Диагностические методики по локализации проблемы

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста» / ООО «НПФ «Амалтея»

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Диагностика школьной адаптации» / ООО «НПФ «Амалтея»

Беседы с родителями, педагогами, работающими с несовершеннолетними

Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений

Педагоги, родители

Психолог

Классные руководители

Педагоги-предметники

Соц.педагог

В течение года (по решению ПМПконсилиума)

4

Расширение сферы самосознания несовершеннолетних через психологическое диагностирование способностей, интересов, мотивации подростка

Диагностические методики по локализации проблемы (перечень прилагается)

Беседы с родителями, педагогами, работающими с несовершеннолетними

Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений

Психолог

Педагоги-предметники

В течение года (по решению ПМПконсилиума)

5

Углубленные диагностические обследования учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе детей после выявления ситуаций домашнего насилия и др.)

Диагностические методики по локализации проблемы (перечень прилагается)

Учащиеся в трудной жизненной ситуации

Психолог

В течение года по мере реализации программ сопровождения

6

Обслуживание профилактических, коррекционно-развивающих программ. Оценка динамики работы по программам

Диагностические методики по программам в зависимости от выявленных нарушений в развитии ребёнка и семьи (изучение самооценки, уровня тревожности, страхов, эмоционального фона и др.)

Учащиеся (ВШК)

Педагоги

Соц.педагог

Психолог

Начало и конец года/по мере реализации программ

Психологическая профилактика

1

Предупреждение совершения противоправных действий и преступлений. Разъяснение возложенных на несовершеннолетнего и их родителей обязанностей, последствий их невыполнения, нарушений общественного порядка

Проведение профилактических бесед с несовершеннолетними и их родителями о надлежащем поведении и недопустимости совершения противоправных действий

Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений

Совместно с соц.педагогом, заместителем директора по воспитательной работе и Инспектором ПДН, классными руководителями

В течение года

2

Реализация профилактических программ по формированию активной жизненной позиции подростков,

формирование культуры выбора у обучающихся в различных социальных ситуациях

Цигулёва Т.Г. «Я самый-самый!!!»  (Программа профилактических занятий с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации) – 10 занятий

Ахметова И., Иванова Т. и др. «Мой выбор» - 17 занятий

учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

Учащиеся, состоящие на профучете в КДН и ЗП, ВШК, склонные к совершению правонарушений

психолог

В течение года

(по мере набора групп)

Психологическое просвещение

1

Оказание помощи специалистам школы в проведении просветительской работы с семьями, состоящими на учете, и родителями несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, по вопросам воспитания школьников

Размещение информации на школьном сайте

Распространение памяток

Участие в организации и проведении родительских лекториев (по плану школы)

родители

Совместно с членами МСППС

В течение года

3

Психологическое просвещение учащихся, родителей и педагогов «О влиянии на личность ребёнка вредной информации» (в рамках реализации ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию")

Выступления на тематических конференциях, родительских собраниях, общешкольных линейках

Размещение информации на школьном сайте (по согласованию с администрацией)

Учащиеся, педагоги, родители

Психолог по согласованию с зам.дир.по ВР

Октябрь (линейка, информация на сайт)

Родительские собрания – в течение года

Коррекционно - развивающая работа

1

Повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками, снижение конфликтности детского коллектива

Организация групповых встреч по проведению турниров настольных игр

Овчарова Р.В. «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» - 12 занятий

Учащиеся, состоящие на ВШК

Учащиеся мл.классов с проблемами общения

психолог

В течение года

(по мере набора групп)

2

Реализация программа занятий, направленных на коррекцию детско-родительских взаимоотношений

Программа «Мы вместе» (12 встреч) (Староверова М.С.. Кузнецова О.И.)

Группы родитель-ребёнок (младший школьник) с проблемами поведения

психолог

В течение года (по мере набора группы)

Медиация

1

Восстановление взаимоотношений после конфликта. Организация и проведение примирительных встреч

Предварительные и примирительные встречи с участниками конфликта

Учащиеся, педагоги, родители заинтересованных сторон конфликта

Медиаторы ШСП

В течение года по запросу участников образовательного процесса

Психологическое консультирование

1

Оказание помощи участникам образовательного процесса в организации и осуществлении индивидуального сопровождения несовершеннолетнего с   признаками девиацийв сферах взаимоотношения со сверстниками и  взрослыми, отношения к труду и профессиональной деятельности

Тематические консультации групповые и индивидуальные по проблемам:

1) положения в классе (изоляция, противопоставление себя коллективу, положение дезорганизатора, положение вожака микрогруппы, состоящих из «трудных» учащихся);

2) характера взаимоотношений со сверстниками (жестокость, пренебрежительное отношение к сверстникам, аморальные поступки);

3) принадлежности к различным асоциальным молодежным группам и религиозным сектам;

4) взаимоотношений с учителями (конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями, грубость, бестактность, ложь);

5) взаимоотношений с родителями (конфликтный характер взаимоотношений, ложь, грубость, хамство);

6) выбора профессии (профессиональная неопределенность, незнание своих возможностей и способностей, неразвитость тех черт личности, которые необходимы для выбранной профессии);

7) отношения к труду (отрицательное отношение к труду, недобросовестное отношение к труду, невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома, раннее вступление в трудовые отношения, связанные с работой на улице).

с использованием различных психологических технологий: арт-терапии, сказкотерапии, куклотерапии, драма-тарапии и пр.

Ведение учащимися «Дневников самонаблюдения»

Учащиеся с признаками девиаций, их родители, педагоги

Психолог

Члены МСППС, педагоги

В течение года по запросу участников образовательного процесса

Экспертная деятельность

1

Реализация комплексного подхода в анализе причин отклонения в поведении несовершеннолетних, выработке стратегии и тактики воспитания и сопровождению несовершеннолетнего, оценке результатов сопровождения

Коллегиальное обсуждение проблемных ситуаций на ПМПконсилиумах, заседаниях МСППС, «Школьном совете профилактики», «Педагогических советах школы»

Планирование совместных действий по решению возникающих проблем

Комплектация пакета документов на консультацию к медицинским специалистам

Учащиеся

Педагоги

родители

Члены МСППС

В течение года планово (по графику заседаний) и по запросу

2

Содействие сотрудникам полиции в индивидуальной работе с детьми, совершившими противоправные поступки (в помощь социальному педагогу)

Помощь во взаимодействии с субъектами профилактики, правоохранительными органами (сопровождение несовершеннолетних при опросах полиции)

Члены субъектов профилактики

психолог по запросу администрации

В течение года по запросу администрации

  1. Организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

№ п/п

Цель

Инструментарий/

Формы организации

адресность

ответственный

Сроки

выполнения

Диагностика

1

Выявление учащихся с особыми образовательными потребностями (номинация)

Анализ продуктов учебной деятельности обучающихся

Изучение педагогических характеристик, личных дел обучающихся

Беседы-справки с родителями и педагогами

Наблюдение за учащимися в урочной и внеурочной деятельности

Учащиеся

Педагоги

родители

Члены МСППС

педагоги

В течение года

2

Определение характера и интенсивности нарушений в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ

Изучение особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сфер

Тестирование

Анкетирование

Опрос

Наблюдение (методики подбираются в зависимости от локализации проблем)

Учащиеся

Педагоги

родители

Члены МСППС

педагоги

В течение года

3

Обеспечить контроль за уровнем и динамикой развития детей с ОВЗ, оценка эффективности проводимых мер по сопровождению детей с ОВЗ

Беседы-справки с педагогами

Анализ результатов диагностики

Анализ результатов сопровождения на заседаниях ПМПконсилуима

Психолог

Члены МСППС

педагоги

Комплексно с педагогами и администрацией

В течение года

4

Обслуживание профилактических, коррекционно-развивающих программ. Оценка динамики работы по программам

Диагностические методики по программам в зависимости от выявленных нарушений в развитии ребёнка и семьи (изучение самооценки, уровня тревожности, страхов, эмоционального фона и др.)

Учащиеся с ОВЗ

Педагоги

Соц.педагог

Психолог

Члены ШПМПк

Начало и конец года/по мере реализации программ

Психологическая профилактика

1

Содействие обеспечению социальной защиты детей с ОВЗ.

Помощь в преодолении негативных стереотипов и установок педагогов и учащихся по отношению к детям с особенностями в развитии, формирование толерантности

Проведение профилактических бесед с участниками образовательного процесса (по мере надобности)

Учащиеся с ОВЗ

Совместно с соц.педагогом

В течение года

2

Содействие укреплению физического здоровья учащихся с ОВЗ

Применение на занятиях здоровьесберегающих технологий

Соблюдение СанПиН

Учащиеся с ОВЗ

психолог

В течение года

Психологическое просвещение

1

Информирование учащихся с ОВЗ об их правах в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и др.

Проведение индивидуальных и групповых бесед

Учащиеся с ОВЗ

Члены МСППС

В течение года

2

Информирование родителей (законных представителей) учащихся по медицинским, психолого-педагогическим, социальным, правовым вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ

Проведение индивидуальных и групповых бесед, проведение тематических встреч (по согласованию с зам.директора по ВР)

Родители учащихся с ОВЗ

Члены МСППС

В течение года

3

Информирование педагогов по медицинским, психолого-педагогическим, социальным, правовым вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ

Проведение бесед с педагогами о необходимости использования индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями, применении в образовательном процессе методов гуманной педагогики (тематика в соответствии с планом школы)

педколлектив

Члены МСППС

В течение года

4

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов

Выступления на пед.советах, совещаниях по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ

Педагоги школы

Психолог

Зам.директора по УВР (орг.вопросы)

В течение года

Коррекционно-развивающая работа

1

Реализация коррекционно-развивающих программ

развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья социальной компетентности, навыков общения с окружающими, преодоление социальной изоляции Психокоррекция отклонений в поведении и общении, профессиональное ориентирование/

психолого-педагогическое сопровождение педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, поддержка, изучение новых технологий

Локалова Н.П. «Уроки психологического развития» (120 уроков на 4 года) – психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов

Учащиеся с ОВЗ 1-4 классы

психолог

В течение года

(по согласованию с кл.руководителями)

«Педагог инклюзивной практики» - программа поддержки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

педагоги

Овчарова Р.В «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» (12 занятий) – по мере комплектования групп

Игротека

Младшие школьники с ОВЗ

Захарова Г.Ю. «Кукляндия – весёлая страна»

Учащиеся с ОВЗ (начальная школа) и их родители

В течение года

(по запросу и мере комплектации группы)

2

повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального, речевого развития

Индивидуальные и групповые занятия с использованием программы занятий Сиротюк «Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»,

 «гимнастики для мозга»

Развивающие программы подбираются, модифицируются в соответствии с заключениями, рекомендациями ПМПК (г.Киров), прописываются в ИОМ (индивидуальном образовательном маршруте), задания, игры, упражнения прописаны в  «Дневнике сопровождения» (1-4 классы)

Учащиеся с ОВЗ (начальная школа)

Учащиеся с ОВЗ

Психолог

В течение года

Психологическое консультирование

1

Оказание консультативной помощи участникам образовательного процесса

Индивидуальные и групповые консультации примерной тематики:

Ознакомление участников образовательного процесса с результатами диагностики (с учетом принципа конфиденциальности)

Выработка совместных рекомендаций педагогам по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ

 с ОВЗ

Учащиеся с ОВЗ

Родители

педагоги

Совместно с членами МСППС

В течение года

2

Оказание психологической помощи и поддержки педагогам, семье, детям с ОВЗ, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального напряжения

индивидуальные и групповые консультации с применением элементов арт-терапии, сказкотерапии, приемов релаксации и др.

Учащиеся с ОВЗ

Родители

педагоги

психолог

В течение года

Экспертная деятельность

1

Защита прав детей с ОВЗ на получение доступного образования, участие в выработке индивидуального плана сопровождения детей с ОВЗ

Участие в «Советах профилактики школы», заседаниях ШПМПконсилиума, «Педагогических советах школы»

Педагогический коллектив

Совместно с администрацией, членами МСППС

В течение года

2

Участие в оценке качества создания в МКОУ СОШ специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ

Посещение уроков и внеурочных мероприятий (по согласованию с педагогами, администрацией)

Оказание помощи администрации в составлении отчётов по работе с детьми с ОВЗ

Педагогический коллектив

Совместно с администрацией, членами МСППС

В течение года

3

Обеспечение документального сопровождения школьников с ОВЗ на прием к медицинским специалистам, на ПМПК

Составление сопроводительной документации (характеристик, заключений по результатам психологического обследования, психолого-педагогического сопровождения школьника)

Специалисты смежных областей

Психолог

Члены ШПМПк

Классные руководители

В течение года

  1. Оказывать содействие развитию у участников образовательного процесса навыков бесконфликтного взаимодействия в поликультурном мире, оказывать помощь в овладении технологиями медиации, развитии толерантности.

Цель

Инструментарий/

Формы организации

адресность

ответственный

Сроки

выполнения

Диагностика

1

обслуживание профилактических, коррекционно-развивающих программ

Захарова Г.Ю. групповые занятия «Толерантность в мультфильмах»

Овчарова Р.В. «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников»

Староверова М.С. «Мы вместе» (коррекция ДРО)

«Слагаемые семейного счастья, или учимся быть счастливыми»

Младшие школьники

Мл.шк-ки, их родители

Учащиеся 9 А кадетского класса, их родители

Психолог

Орг.вопросы – кл.рук-ли

В начале и в конце реализации программ

Психологическая профилактика и развивающая работа

1

Реализация профилактических, развивающих программ  

Захарова Г.Ю. групповые занятия «Толерантность в мультфильмах»

Староверова М.С. «Мы вместе» (коррекция ДРО)

«Слагаемые семейного счастья, или учимся быть счастливыми»

Младшие школьники

Мл.шк-ки, их родители

Учащиеся 9 А кадетского класса, их родители

Психолог

Орг.вопросы – кл.рук-ли

В течение года

Психологическое просвещение

1

Информирование учащихся об эффективных способах разрешения конфликтных ситуаций

Выступления на общешкольных линейках для учащихся по внедрению в работу школы новой технологии - Школьной службы примирения: «Возможности школьной службы примирения»,

Выступление на общешкольных линейках «О толерантности»

Распространение информационных буклетов о «Школьной службе примирения», оформление стенда (при условии возобновления работы службы)

Учащиеся

Психолог

Медиаторы ШСП

ноябрь

март

2

Повышение психолого-педагогической компетентности  родителей учащихся

Выступления на общешкольных родительских конференциях, родительских собранияхпо внедрению в работу школы новой технологии - Школьной службы примирения

размещение информации на школьном сайте (при условии возобновления работы службы)

Родители

Психолог

В течение года

3

Повышение психолого-педагогической компетентности  педагогов

Выступления на педсоветах, совещаниях классных руководителейпо внедрению в работу школы новой технологии - Школьной службы примирения (при условии возобновления работы службы)

педагоги

Психолог

В течение года

4

Содействие организации правового просвещения

и распространения информации о правах ребенка

Выступления на классных часах, родительских собраниях, общешкольных линейках, классных часах, пед.советах о правах и обязанностях родителей и несовершеннолетних (в том числе и среди родителей несовершеннолетних, состоящих на ВШК и др. видах проф.учета)

Учащиеся

Педагоги

родители

Психолог

Педагоги

Соц.педагог

администрация

В течение года

Информирование участников образовательного процесса о работе «Всероссийского Телефона доверия»

Размещение информационных листов на стенде «ШСП» (при условии возобновления работы службы)

Учащиеся 1-11 классов (по согласованию с кл.руководителями)

Психолог

В течение года

(по согласованию с кл.руководителями)

Психологическое консультирование и коррекционная работа

1

Оказание помощи семьям, педагогам и школьникам в урегулировании межличностных конфликтов

Индивидуальные и групповые консультации по проблемам межличностного общения

Ведение учащимися «Дневников самонаблюдения»

Учащиеся

Родители

Педагоги

администрация

психолог

В течение года по запросу

2

Обучение родителей  конструктивным способам реагирования в конфликтных ситуациях в семьях, воспитывающих школьников

Индивидуальные и групповые консультации

Учащиеся

Родители

Педагоги

администрация

психолог

В течение года по запросу

3

Реализация программы игровой психокоррекции трудностей общения у младших школьников

Овчарова Р.В «Программа игровой психокоррекции трудностей общения у дошкольников и младших школьников» (12 занятий) – по мере комплектования групп

Младшие школьники с нарушениями общения

психолог

В течение года по запросу

Экспертная деятельность

1

Медиация, участие в деятельности «Школьной службы примирения»

Оказание помощи семьям, педагогам и школьникам в урегулировании межличностных конфликтов

Проведение (совместно с завучем по ВР) заседаний ШСП

организация и проведение предварительных и примирительных встреч с участниками образовательного процесса

медиаторы

Участники образовательного процесса

Завуч по ВР, психолог

Члены «Школьной службы примирения»

В течение года

(по графику работы ШСП)

по запросу участников образовательного процесса

2

Распространение опыта работы ШСП среди субъектов профилактики

Выступления (по запросу администрации) на круглых столах, подготовка отчётов

Специалисты субъектов профилактики (по запросу)

психолог

В течение года

(по запросу)

  1. Оказывать содействие организации деятельности МКОУ СОШ в психолого-педагогическом сопровождении одаренных школьников (по плану школы)

№ п/п

Цель

Инструментарий/

Формы организации

адресность

ответственный

Сроки

выполнения

Диагностика

1

выявление  у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности

номинация одаренных школьников, требующих особого маршрута сопровождения

Наблюдение за учащимися в урочной и внеурочной деятельности

беседы-справки с родителями и педагогами;

посещение общешкольных конференций по защите проектов учащихся (ФГОС 2)

углубленные психологические обследования (тестирование, анкетирование), анализ продуктов деятельности:  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции (совместно с метод.советом школы при администрации)

Учащиеся

Педагоги, родители

психолог

совместно с методическим советом школы

В течение года

май

2

Изучение психоэмоционального состояния, социального статуса одаренных учащихся (при обращении на консультацию)

Диагностические методики по степени локализации проблемы и с учетом возраста

Одаренные школьники с эмоционально-личностными расстройствами

психолог

В течение года

3

4

Обслуживание профилактических, коррекционно-развивающих программ

Методики по программе Липуновой О. «Тренинг по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста»

Одаренные школьники 1-4 классов

психолог

 

Методики по программе Люфт О.В. «Школа ЛИДЕР» (развитие социальной, лидерской одарённости)

Подростки ШСП, «Школы вожатых», ученического самоуправления

психолог

В  течение года (по мере комплектации групп)

Диагностические методики по программе Захаровой Г.Ю. «Кукляндия – веселая страна»

Одаренные школьники 1-4 классов с эмоц. нарушениями

психолог

В течение года (до и после реализации пограммы)

Психологическая профилактика и развивающая работа

1

Профилактика переутомления у учащихся группы «одаренные» (по запросу).

Развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах)

 «Часы релаксации» для одаренных школьников, участников олимпиад

Индивидуальные и групповые консультации с видеопоказами

учащиеся группы «одаренные»

психолог

В течение года

2

Реализация программ по сопровождению одарённых, способных школьников

Программа Липуновой О. «Тренинг по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста» (10 занятий)

Сборная группа учащихся 1-4-х классов (из группы «одаренных»)

психолог

2 -3 четверти

Методики по программе Люфт О.В. «Школа ЛИДЕР» (развитие социальной, лидерской одарённости)

Подростки ШСП, «Школы вожатых», ученического самоуправления

психолог

В  течение года (по мере комплектации групп)

Психологическое просвещение

1

Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения одаренных детей

Выступление психолога на родительских собраниях, конференции «Одаренные дети. Особенности одаренных детей, формы и методы работы с ними».

родители

психолог

В течение года (по запросу администрации)

2

содействие в повышении   квалификации педагогов,    работающих   с  талантливыми детьми

Выступления (по плану работы школы – тематика по согласованию с зам.директора по УВР)

педагоги

психолог

В течение года (по запросу)

Психологическое консультирование и коррекционная работа

1

Психологическая поддержка детей в организации социальных проектов и социального партнерства, школьного самоуправления (волонтерских движений, членов школьного клуба «Лидер» и др.)

Оказание психологической помощи учащимся с трудностями в развитии эмоциональной, коммуникативной сфер

Групповые и индивидуальные беседы,  занятия (модифицированные упражнения Селивановой Е.А. «Коррекция страхов и неврозов у одаренных детей средствами арт-терапии»)

Активисты волонтеры, лидеры школьного самоуправления

Учащиеся из группы «одарённые» с трудностями в развитии

психолог

В течение года (по запросу)

1

Реализация программ по коррекции нарушений в развитии эмоциональной, коммуникативной сфер

Программа Захаровой Г.Ю. «Кукляндия – веселая страна»

Учащиеся группы «одаренные» с эмоциональными расстройствами

психолог

В течение года (по запросу и мере комплектации групп)

Экспертная деятельность

1

Внесение корректив в формирование банка диагностических методик, профилактических, развивающих программ для одаренных детей

Участие в заседаниях методического совета школы, построение индивидуальной траектории развития обучающихся, имеющих способности к интеллектуальной и творческой деятельности

Педагоги

администрация

совместно с другими специалистами учреждения образования

В течение года

В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности педагога-психолога необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:

  • анализ и планирование деятельности в целом;
  • оформление рабочей документации;
  • анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
  • подготовка к проведению занятий (в том числе изготовление наглядности, раздаточных материалов), публикациям материалов на школьный сайт и пр.
  • участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации, профессиональных конкурсах и фестивалях, работа с личной страничкой на сайте «Социальная сеть работников образования» (nsportal.ru) и пополнение библиотеки он-лайн авторскими разработками Профессионального сообщества педагогов-психологов «Авторская мастерская»;
  • оформление кабинета.

В соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды по психологическому сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 учебный год

laquo;УТВЕРЖДАЮ»И.о. директора МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды___________ И.В.Устинова ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому  сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 уче...

Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...

Годовой план работы педагога-психолога МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» на 2016- 2017 учебный год

Цели психологического сопровождения: создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; научно-методическое обеспечение учебно-в...

Индивидуальный план работы педагога-психолога с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год.

Индивидуальный план работы педагога-психолога  с детьми «группы риска» на 2018-2019 учебный год....

Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за I полугодие 2018 – 2019 учебный год.

Аналитический отчёт о работепедагога-психолога  за I полугодие 2018 – 2019 учебный год....

Годовой план работы педагога- психолога в школе

Представлен действующий план работы педагога- психолога в школе по основным направлениям....