занятие для выпускников ДОУ "Сказка о пропавшей улыбке" в рамках цикла занятий "Школа будущего первоклассника"
план-конспект по психологии на тему

Захарова Галина Юрьевна

занятие со школьным психологом

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сказка о пропавшей улыбке151.04 КБ

Предварительный просмотр:

Г.Ю. Захарова,

педагог-психолог 1 квалификационной категории,

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа»,

ЗАТО Первомайский

Кировской области

 Занятие для выпускников ДОУ

«Сказка о пропавшей улыбке»

в рамках цикла занятий «Школа будущих первоклассников» на базе школы

 (проводит школьный психолог)

Цель: осознание детьми особенностей взаимоотношений с родителями

Задачи:

  • Помочь детям переосмыслить отношение к родительским запретам
  •  Актуализировать и закрепить знания о социально одобряемых и осуждаемых поступках
  • Мотивировать детей на совершение добрых поступков в отношении родителей
  • Стимулировать детей анализировать своё психо-эмоциональное состояние, поведение, осуществлять контроль над ними, делать выводы

Материалы:

  • Куклы: Царь БольшеУх, Царевна Доброе сердце, перевертыш Миссис Ох и Миссис Ах
  • Бумага для рисования (альбомы у детей)
  • Карандаши цветные
  • Доска, мел
  • Карточки с иллюстрациями родительских запретов
  • Текст сказки

Ход занятия:

  1. Знакомство (фронтально) друг с другом и с куклами Царем БольшеУхом и Царевной Доброе сердце (правила слушания другого и доброжелательности).
  2. Психогимнастика (работа в парах): «Повернитесь друг к другу лицом, изобразите…

  • Веселого жирафа
  • Злого поросенка
  • Грустную лягушку
  • Печальную мышку
  • Счастливую курицу
  • Уставшего слоненка
  • Радостную пчелу

  1. Работа по сказке Трушиной Д. «Сказка о пропавшей улыбке»
  • Прослушивание текста сказки (фронтально)

Жили-были где-то далеко мама Катя и дочка Сашенька. И было доченьке то ли 6 лет, то ли 7. Росла Сашенька очень милой, хорошенькой девочкой, и все её любили. Особенно когда она улыбалась. Казалось, даже солнышко светит ярче. Все и всегда радовались этой девочке, и всё ей было можно. Но вот что из этого получилось.

Как-то осенью пошли мам с Сашенькой гулять в парк. Вдруг Саша увидела, что недалеко продается мороженое, и требовательно сказала: «Хочу мороженого! Купи!»

Но мама Катя не захотела покупать: «У тебя горлышко немножко красное, ты можешь опять заболеть», - сказала она. Саша не привыкла, что ей отказывают, разозлилась и громко сказала: «Ты нехорошая, плохая мам!» - а лицо у неё стало противным и капризным.

  • Задание (в группах по 4 человека – 2 парты): обсудите в группах: «Почему родители детям запрещают…»
  • Смотреть долго телевизор
  • Играть много за компьютером
  • Гулять зимой без рукавичек
  • Есть много сладкого
  • Гладить чужих бездомных кошек и собак
  • Ходить в сандалиях по лужам
  • Драться с братиком или сестричкой
  • Прослушивание текста сказки (фронтально). «На чем мы закончили чтение сказки?»

Рядом на скамейке сидела старушка, с виду обыкновенная, совсем как ваша бабушка. Не выдержала она и сказала девочке: «Разве можно так говорить с мамой!» но девочка ей грубо ответила: «Не твоё дело, бабка! Моя мама, что хочу, то и говорю!». А бабушка эта была не просто старушка, а фея – не злая и не добрая, а очень справедливая. И решила она проучить девочку, чтобы она больше никогда не обижала свою маму. Она направила свой волшебный зонтик на Сашу и  прошептала волшебные слова:

«Кто обидит свою маму,

Станет злым и некрасивым,

Но когда он станешь лучше,

Расколдую я его….»

Расстроенная таким невежливым Сашиным поведением, мама Катя ничего не заметила и повела дочку домой. А Сашенька разучилась смеяться и улыбаться.

Повела мама дочку гулять. Все дети играют, смеются, а Саша рядом стоит, грустная - грустная…

        Повез папа дочку в цирк. По арене бегают веселые клоуны, смешат публику, дети веселятся, хлопают в ладоши, а у Сашеньки ротик совсем не хочет улыбаться. И какая-то она некрасивая, сердитая. Забеспокоились родители – что с ребёнком случилось? Стали они ей рассказывать веселые стихи и сказки, стали сами смешить дочку – а она, как Несмеяна, грустит и плачет.

  • Игра «Царевна Несмеяна» (в парах): 1 играет роль Царевны Несмеяны, другой пытается рассмешить Несмеяну, не дотрагиваясь до неё. Затем дети меняются ролями.
  • Прослушивание текста сказки (фронтально)

Прошла зима. Однажды весной мама снова повела Сашеньку гулять в парк. Сели они на скамейку, на которой уже отдыхал какой-то старичок. Наверное, тоже волшебный. Сашенька сидит, скучает, из глаз слезы катятся. «Почему Ваша девочка такая грустная?» - тихонько спросил старичок у мамы Кати. Мама вздохнула и рассказала, что раньше дочка была веселая, но однажды обидела маму и разучилась веселиться и улыбаться. «Вашему горю можно помочь», - сказал старичок. – «Пусть девочка научится делать добрые дела – улыбка и вернётся».

Решила девочка делать добрые дела, а как – не знает.

Давайте, ребята, поможем Сашеньке научиться определять какие дела добрые, а какие не добрые - злые.

  • Задание «Добрые дела» - подвижное (фронтально): выполняется стоя между рядов.

Если я называю доброе дело, вы показываете большие пальцы обеих рук вверх и весело говорите «У-у-у», если злое – пальцы вниз и голосом печально:  «У-у-у».

Список добрых и злых дел

(психолог показывает правильность ответов

с помощью куклы- перевертыша Миссис Ох и Миссис Ах)

  1. Выносить мусор – доброе
  2. Бросать фантик от конфет на землю – злое
  3. Нарисовать открытку для бабушки – доброе
  4. Толкать брата или сестру – злое
  5. Обзываться – злое
  6. Покупать хлеб для семьи – доброе
  7. Грубить старшим – злое
  8. Кидаться песком – злое
  9. Вытирать пыль – доброе
  10. Уступать в автобусе место старушке – доброе

Если я называю доброе дело, вы подпрыгиваете вверх и хлопаете в ладоши руками над головой, если злое – приседаете.

  1. Ссориться с ребятами – злое
  2. Заправлять постель – доброе
  3. Аккуратно складывать вещи – доброе
  4. Раскрашивать обои на стене - злое
  5. Раскрашивать раскраски – доброе
  6. Поливать цветы – доброе
  7. Поливать попугайчика – злое
  8. Делать зарядку – доброе
  9. Ломать игрушки – злое
  10. Умываться и чистить зубы – доброе
  • Прослушивание текста сказки (фронтально)

«Мама, научи меня, как делать добрые дела» -  попросила она маму и стала мама ей подсказывать.

        Однажды на прогулке какой-то малыш упал и заплакал. Саша подбежал к нему, подняла с земли, отряхнула одежду и руки и сказала: «Не плачь, все пройдет». Мама малыша сказала ей, что она умница. И Сашенька немного улыбнулась. В другой раз  девочка сама взяла тряпку и вытерла колёса велосипеда после улицы. Пап очень удивился и похвалил дочку – и ещё немножко вернулась к Саше улыбка. Девочка очень старалась – помогала маме мыть посуду, убирала на место игрушки, делилась с малышами в песочнице формочками и всегда говорила только хорошие слова.

  • Задание (в парах): повернитесь друг к другу и по очереди называйте хорошие слова, какие вы знаете, и одновременно считайте, сколько слов вы вместе назовёте.
  • Прослушивание текста сказки (фронтально)

Мама очень радовалась, глядя на Сашеньку, но улыбка пока не возвращалась насовсем, а только на минуточку.

Когда Саша и мама гуляли в парке, неожиданно встретилась та самая старушка, которая заколдовала девочку. Но Саша теперь стала хорошей и поздоровалась со старушкой. «Как тебя зовут?», - спросила фея. «Саша», - ответила девочка. – «А Вас как зовут?». «Марья Ивановна». Мама тоже познакомилась с феей и рассказала ей о Сашиной беде, о том, что пока не возвращается Сашина улыбка. Старушка спросила, не обижает ли девочка маму и папу. «Никогда!» - сказала мама. Фея поняла, что Саша опять стала хорошей девочкой, и решила расколдовать её. Она сказала Саше: «Сейчас к тебе вернётся твоя улыбка, но не забывай, что она иногда теряется». С этими словами фея направила на девочку  свой волшебный зонтик и прошептала волшебные слова:

«Стала, Саша, ты хорошей,

Любишь всех и помогаешь.

И за это, Александра,

Расколдую я тебя…».

        Так улыбка вернулась на красивое Сашино личико. А мама, прощаясь, тихо шепнула старушке: «Спасибо!»

  1. Рисунок по сказке.
  2. Домашнее задание: сделать доброе дело для родителей – сделать их счастливее
  3. Релаксация. Дыхательная гимнастика. Самомассаж.
  4. Рефлексия.

Отметьте «галочкой» на Лесенке настроения своё настроение.

Литература:

  • Сборник «Сказки без агрессии». – Йошкар-Ола, март, 2013.

Используемая кукла – перевёртыш Миссис Ох и Ах (автор-изготовитель педагог-психолог Захарова Г.Ю.)

F:\КОНФЕРЕНЦИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ\КУКЛЫ-перевёртыши авторские фото\Миссис Ох.JPG

F:\КОНФЕРЕНЦИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ\КУКЛЫ-перевёртыши авторские фото\Миссис Ах.JPG

F:\КОНФЕРЕНЦИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ\КУКЛЫ-перевёртыши авторские фото\Миссис Ох и Ах секрет.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

занятие "Ёжик" для выпускников ДОУ в рамках цикла "Школа будущего первоклассника"

занятие направлено на формирование внутренней позиции школьника (проводит школьный психолог)...

Программа логопедического обследования дошкольников в рамках школы будущего первоклассника «ФИЛИПОК»

Программа предназначена для  оказания логопедической диагностико-консультативной  помощи родителям будущих первоклассников, направленной на выявление уровня и особенностей речевого развития ...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...

Цикл занятий педагога- психолога с будущими первоклассниками

Представлен цикл занятий для будующих первоклассников, занятия педагога- психолога...

Дополнительная образовательная программа "Будущий первоклассник" (в рамках оказания платных образовательных услуг)

представлена программа дополнительного образования "Будущий первоклассник" для детей старшего дошкольного возраста...