«Развитие социокультурной компетенции у обучающихся дошкольного возраста средствами дополнительного образования»
статья

Забродина Ольга Васильевна

Выступление на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие социокультурной компетенции у обучающихся дошкольного возраста средствами дополнительного образования»

(Педагогические чтения, март 2016г., Забродина О.В.)

В настоящее время пристальное внимание уделяется изменениям в системе российского образования, обновлению его качества. В условиях модернизации образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях образовательной системы.

Дошкольный возраст – это  период развития личности, становления ее базовых характеристик.  Именно на этой возрастной ступени закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей. Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению.

Социокультурная реальность выступает для детей дошкольного возраста как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым. В связи с этим, задача развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе; с другой, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.

Образовательное учреждение в современной социокультурной ситуации рассматривается, прежде всего, как фундаментальная  база воспитания и развития детей.   Мы, взрослые, просто обязаны научить наших детей быть добрыми,  научить уважать других людей, жить в мире и дружбе со всеми народами. Формирование социокультурных компетенций играет огромную роль в воспитании  патриотов своей страны. Когда ребенок знает, ценит и уважает культуру, обычаи и традиции других стран и народов, культуру и традиции своего народа, где он живет, ни о какой конкуренции или превосходстве не может быть и речи. Мы учим детей любить этот мир и делать его лучше. 

В отечественной педагогике и психологии социальная компетентность рассматривается как совокупность характеристик личности, определяющих эффективность его действий в широком социальном контексте, как целостное интегративное личностное образование, позволяющее человеку быть успешным в его жизнедеятельности.

К социокультурным компетенциям относят: 
• Владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; 
• Умение действовать  в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
• Умение определять свое  место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; 
• Владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
• Владение эффективными способами организации свободного времени;
• Владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
• Владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя и др.

Социокультурная компетенция дошкольника, обладая интегративной природой  включает следующие компоненты (Антонова, Т.Н):

 -мотивационный, как потребность в общении и одобрении, желание занять определенное место среди значимых для ребенка людей - взрослых и сверстников;

 - когнитивный, или познавательный - наличие элементарных представлений об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме, осознание собственной индивидуальности;

 - поведенческий, или собственно коммуникативный, эффективное взаимодействие со средой, способность поступать так, как принято в культурном обществе;

- эмоциональный, как умение обходится со своими чувствами и эмоциями (понимание, выражение) и с чувствами и эмоциями других людей.

Одной из основных целей по подготовке детей в объединении «Буратино» является повышение уровня социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью сформированы основные задачи для всех участников образовательного процесса.

 Для детей:

1. Приобщение к разным видам национальной культуры народов России.

2. Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников и со взрослыми. (на занятиях по этике)

Для педагогов:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования основ социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, раскрыть сущность понятия «социокультурная компетентность».

2. Изучить возрастные особенности и потребности детей  дошкольного возраста.

3. Определить критерии, показатели и уровни сформированности социокультурной компетентности у детей дошкольного возраста.

4. Выявить и внедрить эффективные формы и методы развития социокультурной компетентности детей дошкольного возраста.

5. Построить систему работы по формированию социокультурной компетентности у старшего дошкольного возраста.

6. Выявить уровень социокультурной компетентности родителей.

7. Активизировать родителей, вовлечь в воспитательный процесс, путем включения в совместную проектную деятельность.

8. На основе изученных материалов определить тенденции формирования социокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста и разработать комплекс практических рекомендаций для родителей.

Для родителей:

1. Оказать помощь ребёнку при переходе на новый режим.

2. Воспитание уважительного отношения к разным людям (пожилым, инвалидам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации…).

3. Расширение общего кругозора ребенка (походы в театры, кинотеатры, библиотеки, музей, спортивную школу и школу искусств, посещение массовых мероприятий…)

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком моральных ценностей, практика поведения, способствующая формированию «переживания-действия» (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными) становится наиболее востребованной. Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения со-чувствовать, со-переживать, со- радоваться, не завидовать, делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте только закладываются.  «…Всякая попытка воспитателя … ―внести в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает … самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств» (С. Л. Рубинштейн). Поэтому одним условием социокультурного становления ребенка является разнообразная деятельность: игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение и т.д. Мы полагаем, что в совместных видах деятельности у дошкольников формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире. Они несут информацию ребенку о жизни в обществе, взаимоотношениях между людьми, своем городе, людях. Любая информация об окружающем мире вызывает у ребенка живой интерес, заставляет его эмоционально реагировать, вызывает какое-либо отношение к фактам или событиям. Полученные представления формируют у ребенка социальную картину мира, являются основой становления его моральных установок и качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"

Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...

«Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования»

В основе любой компетенции лежат знания и умение их использовать, но компетенция отличается от умений тем, что всегда сопряжена с психологической готовностью к сотрудничеству и взаимодействию в процес...

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности дошкольного возраста как сензитивного периода в усвоении знаний, нео...

Развитие математических способностей обучающихся с ОВЗ средствами дополнительного образования

Методическая разработка в помощь специалистам, работающим с детьми с ОВЗ...

Программа дополнительного образования по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки».

Программа дополнительного образования по  развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Весёлые нотки»....

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования

Создание условий для развития социокультурных компетенций обучающихся с ОВЗ средствами географического образования...