Основные педагогические принципы А.С. Макаренко.
статья

Забродина Ольга Васильевна

Выступление на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад к школе педагогического мастерства.

Основные педагогические принципы А.С. Макаренко.

К 130 со Дня рождения педагога.

(Забродина О.В., ноябрь 2017)

 Антон  Семенович Макаренко родился  1 марта 1888 года  в городке  Белополье  Харьковской губернии  в простой рабочей семье. Семье Макаренко жилось трудно.  Еле-еле удавалось свести концы с концами. Но родители твердо решили дать своему сыну образование. Поэтому в 1895 году Антон поступает  учиться сначала в Белопольскую школу, а затем  в  1901 году  в Кременчугское четырехклассное училище. И  в  Белополье, и в Кременчуге Антон учился отлично, выделялся  среди соучеников глубиной знаний, широтой кругозора.    В документе об окончание училища у Антона стояли только пятерки. Проучившись еще год  на специальных педагогических курсах, Антон Семенович Макаренко получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения.   Это было в 1905 году, а уже в  сентябре этого года  в двухклассном железнодорожном училище небольшого посада Крюков, что расположен на правом берегу Днепра, стал работать новый учитель – Антон   Семенович Макаренко. В 1914 году в Полтаве открылся учительский институт. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко был зачислен студентом Полтавского учительского института.

              В 1916 году Антона  Семеновича призвали в царскую  армию. Около полугода был он на действительной военной службе, пока в марте 1917 года Макаренко не сняли с военного учета: по причине  близорукости.  Антон Семенович вернулся в Полтавский учительский институт.  Институт закончил первым по успеваемости и был награжден золотой медаль.  В 1917-1919г.г. он заведовал школой в Крюкове.  В 1920 г. принял   руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем колония им. Горького).  В 1928-1935г.г. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове.  С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность. Со второй половины 1930-х годов Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие уже классикой педагогические сочинения: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей» и другие. Первого февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы».

Макаренко - гениальный педагог. Свидетельством международного признания стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

А.С. Макаренко известен тем, что организовал и возглавил колонии для несовершеннолетних нарушителей и беспризорных детей. К Макаренко приходили дети, которые настолько уже были испорчены, что не могли жить в нормальном обществе: воры, хулиганы, девочки-проститутки. Родители привозили своих детей, когда уже сами не могли с ними справиться. А Макаренко - мог. Он достиг такого мастерства в воспитании детей, что мог с уверенностью сказать: «Воспитание - легкое дело».

(фильм о работе в колониях)

Как уже было сказано в фильме, в колонии им. Дзержинского он полностью отказался от воспитателей, и на его попечении оказалось 600 бывших правонарушителей. Были учителя в школе, инженеры на заводе, но детский коллектив в 500-600 человек жил в известной степени самостоятельно. Макаренко был уверен, что дети самостоятельно по сигналу вовремя встанут с постели, приведут в порядок себя и все помещения коммуны. В коммуне никогда не было уборщиц. Воспитанники все убирали сами, притом так, что все должно было блестеть, ведь в коммуну приходило по 3-4 делегации в день. Чистоту проверяли белым носовым платком.

Сегодня, в наши дни, по данным Генпрокуратуры РФ только 10 % выпускников российских государственных детских домов и интернатов адаптируются к жизни, 40 % совершают преступления, ещё 40 % выпускников становятся алкоголиками и наркоманами, 10 % кончают жизнь самоубийством. 

Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под рук. А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко Семену Калабалину и его жене Галине Константиновне (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек) и др.

Как всего этого добивался А.С. Макаренко? Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия, то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности, а к важнейшим пунктам педагогической системы относят четыре пункта: Дело. Ядро коллектива. Самоуправление. Формат.

Дело. Колонисты имели реальное дело, которое их и кормило, и дисциплинировало. Вначале колонисты обустроили свое натуральное хозяйство просто, чтобы себя прокормить, позже занялись серьезным производством. Построив свой завод (меньше чем за год), воспитанники стали выпускать электродрели, позже освоили производство фотоаппаратов «Лейка». Фотоаппарат «Лейка» - это 300 деталей с точностью до 0,001 мм, для тех времен это абсолютно инновационное производство. Производство в коммуне было не просто рентабельно, а высокорентабельно: коммуна отдавала государству прибыль 4,5 млн. руб. в год. Воспитанники получали зарплату, на которую содержали себя, младших членов коммуны, выплачивали стипендии бывшим коммунарам, обучавшимся в ВУЗах, откладывали деньги на сберкнижки для накопления средств к моменту выхода из коммуны, содержали оркестр, театр, оранжерею цветов, организовывали походы и другие культурные мероприятия. А главный смысл в том, что дело формировало личность: в 16-19 лет дети уже становились мастерами и начальниками производства.   Несмотря на то, что дети и работали и учились, жили очень интересно. Каждое лето устраивали походы в Крым, на Кавказ, по Волге. Жили дружно и весело. Ни ссоры, ни драки в коммуне не допускались. Макаренко пришел к такой дисциплине, которая была похожа на идиллию, истинную форму которой он показал в романе «Флаги на башнях». Выходили из коммуны люди, подготовленные к жизни, имеющие среднее образование и высокую рабочую квалификацию.

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый ребенок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

          Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими питомцами: добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе.

Основой воспитания личности гражданина Макаренко считал раннее включение детей в производительный труд, который приносит пользу коллективу, обществу и самой личности. Но  «Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко). 

Ядро коллектива. Колонистов воспитывал не воспитатель в режиме ручного управления, а ядро коллектива в автоматическом режиме. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива - выполняли роль "закваски", которая пропитывала вновь прибывших колонистов, оказывались той мясорубкой, которая средствами, доходчивыми для подростков, перемалывала новеньких и делала их частью системы. Дети доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке, Макаренко лишь сдерживал их, чтобы они оставались в цивилизованных рамках. 

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении. Первичный коллектив называется отрядом, во главе которого стоит командир, который избирается на срок от 3 до 6 месяцев. Макаренко строил свои первичные коллективы по возрастному, производственному принципу. Потом, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Он их связывает с педагогическим требованием: педагог сам предъявляет требования; создается актив и педагог предъявляет требования к активу; создается общественное мнение, т.е. создается сплоченный коллектив, который предъявляет требования к личности; личность предъявляет требования к самой себе.

              Самоуправление. Если нет дела и нет здорового ядра коллектива, самоуправление невозможно и вредно. Если основа коллектива здоровая, самоуправление его укрепляет и оттачивает, оказываясь школой лидерства и руководства.  Педагогический коллектив – это коллектив воспитанников и взрослых. Хорошо работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего педагогического коллектива, где каждый имеет право голоса (решающего). Общее собрание решает самые важные вопросы жизни коллектива. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Существовали комиссии во главе с председателем.     

Формат. Макаренко интенсивно вводил и внимательно следил за правилами и ритуалами, которые поведенчески, через тело встраивали в колонистов новые нормы жизни. Встать вовремя, умыться, натереть пол, тем более не плевать на пол - естественно и обязательно. А вот "Не стоять, подпирая стенку - стоять ровно" и "Не толкаться" - вещь уже не очевидная, но именно такие мелочи вырабатывают внутренний стержень личности. Колонисты быстро приучались к военным порядкам, флагам, горнам и ходьбе строем. Когда все идут строем, строится шаг (а это важно), и в коллективе каждый настраивается на каждого.

Макаренко никогда не был гуманистом​​​​​​​, он готов был работать жестко, по мужски, ценил порядок и дисциплину, в том числе армейские порядки. При виде его детских отрядов, шагающих в ногу с горнами и барабанами, у педагогов в глазах возникал ужас. Методика работала потрясающе эффективно, но педагоги утверждали: "Методы не те!"

Особенности педагогических приёмов по Макаренко.

            Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём, который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика.  То есть он должен найти лучший вариант, дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее.  Именно вариативность каждого приёма делает возможным применить его и к тем ученикам, которые нарушают дисциплину постоянно, и к тем, кто делает это впервые, к мальчикам и девочкам, но в каждом конкретном случае с расчётом на конкретного ребёнка. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

               Вот некоторые из приемов,  которые применял Макаренко:

а)    Метод — «атака    в лоб»,    варианты   «атаки    в лоб».  Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам.

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен  весь коллектив.  Тогда бить фронтально человека нельзя, он остается без защиты: коллектив против него, я    против    него,    и    человек    может    сломаться. . .»,

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом». Он научился  произносить  самые простые слова и фразы   («здравствуйте», «иди сюда», «можешь идти» и др.) с двадцатью нюансами. Макаренко обладал ораторским талантом, был мастером импровизированной речи.

Также решительно    выступал    А. С. Макаренко   против попыток воспитывать личность по частям, защищал принцип комплексности в воспитании.  Нельзя сначала вести трудовое воспитание, затем эстетическое, потом нравственное, идейно-политическое и так далее.  Также отделять учебу, труд, досуг. Все должно идти в единстве.                                                                                       

После смерти Семена Калабалина, любимого ученика А.С. Макаренко, создавшего несколько успешных коммун по его системе, макаренковские коммуны в России исчезли. В том или ином виде система Макаренко работает и поныне, однако внедрению его системы как в России, так и за рубежом мешают по крайней мере два обстоятельства. Первое: система Макаренко предполагает, что дети могут и должны трудиться, а в настоящее время детский труд запрещен. Второе: система Макаренко - допускает жесткие, мужские средства влияния, которые не приемлемы для современной гуманистической педагогики.

Тем не менее, подход Макаренко в наши дни реализуется, как ни странно, в бизнесе, а именно в самых передовых компаниях. Увязка доходов сотрудников с общей прибылью предприятия, воспитание новых сотрудников и приобщение их к корпоративной культуре через ядро коллектива, самоуправление в творческих командах и контроль формата - это золотой фонд современного бизнеса.

                 Секрет успеха «семейного» воспитания Макаренко видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом. Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой — все это влияет на детей, формирует их личность. Таковы основные положения теории воспитания А. С. Макаренко, его уникальной педагогики, признанной во всем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс

Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...

Основные дидактические принципы в обучении математике

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне.

ОТКРЫТЫЙ УРОК на тему: « Основные аппликатурные принципы игры на аккордеоне» преподавателямпреподавателя Приозерской детско...

"Деятельностный подход в педагогической системе А.С. Макаренко и современное изучение иностранных языков"

Основная  задача современного образования - не просто вооружить выпускников фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Реализации этого в полной мере ...

Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ

Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ...

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы

Организация коррекционной работы дефектолога на занятиях средствами продуктивной деятельности. Основные задачи, принципы и этапы работы...

Педагогический проект «Педагогические принципы российских педагогов-пианистов XX века»

Русская пианистическая школа – явление, известное и почитаемое во всем мире. Насчитывающая в своем развитии всего около двух столетий – значительно менее, чем аналогичные европейские школы...