Информальное образование и творческая деятельность педагога как профилактика профессиональной деформации
статья

Забродина Ольга Васильевна

Выступление на методическом объединении

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Школа педагогического мастерства»

Забродина О.В. (ноябрь 2021)

Информальное образование и творческая деятельность педагога как профилактика профессиональной деформации

Слово «деформация» (от лат. deformatio - искажение) Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.

Э.Ф. Зеер, изучая механизм возникновения профессиональной деформации, пришел к выводу, что пусковым механизмом деформации становятся ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Это связано с тем, что профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения.

У профессиональной деформации может быть очень сложная динамика проявлений в трудовой деятельности, она может затрагивать разные стороны психики: когнитивную, мотивационную, а также сферу личностных качеств. «Трудоголизм» является самым известным примером профессиональной деформации. Психолог Е. Егорова объясняет, что с течением времени зависимость от работы становится стилем жизни. Вот некоторые признаки трудоголизма, указанные специалистом: невозможность переключаться на отдых или другую деятельность после завершения рабочего дня; чувство самодостаточности, бодрости и уверенности наблюдаются лишь во время работы; отсутствие работы вызывает раздражение, недовольство окружающими и собой; ощущение паники, растерянности, тревоги и страха, когда рабочий проект подходит к завершению; восприятие профессиональных промахов и неудач как личное поражение.

Доктор психологических наук Н. Телепова подчеркивает, что профессиональное выгорание происходит более интенсивно, если трудоголик занят в системе «человек — человек». Например, работает врачом, юристом, учителем, занят в социальной сфере. Трудоголики самостоятельно не видят существующую проблему и долго не могут признать наличие патологической зависимости. Почему человек становится трудоголиком и каковы причины возникновения зависимости? На данный момент наука не дает точного ответа и лишь выдвигает теории о том, как становятся трудоголиками. Профессор Стивен Сассман описывает такие причины возникновения трудоголизма:

  • Сочетание индивидуальных факторов (личностных черт), особенностей дома, семьи (обязанности, роли), внешних и внутренних факторов стресса, которые зачастую не оказывают значительного влияния на повседневную жизнь.
  • Социокультурный опыт (сложное детство, конкуренция сверстников, заочное обучение, жажда повышения самоэффективности), поведенческие подкрепления (материальные и нематериальные поощрения), стремление к высокой самооценке, ориентация на выдающиеся достижения.
  • Склонность продолжать работу даже на условиях отрицательного подкрепления или до тех пор, пока труд не становится наказанием.
  • Навязчивое принуждение, сознательность и перфекционизм, личные стимулы и внутренние трудовые ценности.
  • Несоответствующий перфекционизм, невротизм, тенденция к чрезмерному контролю над окружающими и собой, нарушение коммуникации, которые чаще всего связаны с неудовлетворенностью в семейной жизни.

Единой причины появления зависимости на данный момент нет, и у каждого человека ее развитие проходит по уникальному пути. Но трудоголизм, как и другие пристрастия, формируется у человека с единственной целью — уйти из серых будней в альтернативный мир, чтобы обрести особенное состояние счастья.

Как избавиться от трудоголизма Что делать и есть ли возможность помочь человеку, если он трудоголик? Так как трудоголизм — это психическая зависимость, от нее невозможно избавиться с помощью так называемой чудесной таблетки. Профессор в сфере клинической психологии Сесили Скоу Андреассен утверждает, что наиболее эффективный подход — терапия, при которой зависимый человек с помощью специалиста прорабатывает установки и мысли, которые привели к трудоголизму. Forbes пишет, о другом эффективном способе (популярен в США) — программа «12 шагов», которая изначально была разработана для алкоголиков, а затем переосмыслена для трудоголиков.

В 2019 году ВОЗ официально признала эмоциональное выгорание заболеванием. Сегодня оно входит в каталог МКБ-11 (Международная классификация болезней) под кодом QD85. Это значит, что люди с синдромом получили возможность на законных основаниях обратиться за медицинской помощью.

Как пишет доктор медицины, писатель Джон Рэйти в книге «Зажги себя! Жизнь — в движении. Революционное знание о влиянии физической активности на мозг», главная опасность синдрома эмоционального выгорания в том, что заболевание развивается постепенно, многие не замечают, что больны. Если не начать лечения на начальных этапах, у человека постоянно: возрастает желание все бросить; снижается удовлетворенность от трудовой деятельности; растет раздражение, утомление, нетерпимость к работе; происходит профессиональная деформация личности; проявляется апатия, агрессия, депрессия; развиваются психосоматические заболевания, разные виды зависимостей, потребление увеличенного объема психостимуляторов (кофе, табак, лекарство, алкоголь); нарушение питания (переедание, снижение аппетита); негативная самооценка; постоянное чувство вины.

Психолог, психотерапевт, писатель Таня Межелайтис дает такие рекомендации по преодолению выгорания на работе:

  • Уделяйте внимание своему телу. Сделайте самомассаж, разотрите щеткой тело снизу вверх, похлопывайте руки и ноги по меридианам. При усталости массируйте шею и плечи.
  • Не берите рабочие проблемы домой. Возвращаясь с работы сразу переодевайтесь в любимую домашнюю одежду. Это поможет переключиться на другую роль (отца, матери, хозяйки, любимого человека).
  • Ежедневно проводите медитацию. Беспокойный интеллект создает напряжение, которое лишает человека сил. Медитация поможет очистить ум.
  • Займитесь спортом. Во время упражнений сосредотачивайтесь на ощущениях, которые испытывает тело.
  • Не допускайте мыслей о профессиональной деятельности.
  • Каждый день на некоторое время отключайте средства связи, телефон, компьютер, телевизор и отрешайтесь от всего.
  • Пять минут практикуйте осознанное дыхание.
  • Высыпайтесь.
  • Снижайте активность к вечеру, ложитесь спать в определенное время. При бессоннице перед сном пейте чай с валерианой, мелиссой, мятой или пустырником.

         Писательницы Эмили и Амелия Нагоски в книге «Выгорание» рекомендуют на время сменить область деятельности, чтобы задействовать оба полушария мозга. Если человек выгорает, значит у него перетрудилась определенная часть мозга. Когда переносится нагрузка на другие области, силы человека восстанавливаются.

        

Досуговая творческая деятельность педагога,

как источник информального образования

       

Творческая личность в психологии понятие достаточно дискуссионное. Существует как минимум два подхода к его трактовке. Согласно одному из них, творческой является любая личность. Способности создавать новое заложены в природе человека, а творчество — это неотъемлемая потребность саморазвития личности, которая заключается в создании чего-то нового и значимого прежде всего для самого творца. Иными словами, творчеством будет и детский рисунок, сделанный впервые, и впервые решенное математическое уравнение.

Согласно второму подходу, творческая личность — это индивид, испытывающий устойчивую и непреодолимую потребность в творчестве и видящий в нем главный смысл своей жизни.

Творческий человек и общество находятся в сложных отношениях, поскольку деятельность такой личности не всегда понятна окружающим. Преследуя цели творческого саморазвития, креативный человек способен не только создавать новое, но и разрушать существующие устои.

Им руководят два типа мотивов: внутренние — желание выразить себя в процессе и создать нечто новое; внешние — получить одобрение созданного со стороны окружающих. Мотив непонятого гения, который предложил обществу нечто новое и революционное и был не оценен, является одним из ключевых в мировой культуре.

Но психология человека, как наука, не стоит на месте, и ученые выяснили, что творческую личность отличает один неожиданный признак — сарказм. То есть такой индивид не только не ищет одобрения и понимания окружающих, но и способен насмехаться над ними. Обмен саркастическими замечаниями, который не перерастает в острый конфликт, стимулирует креативность у говорящих. Сленговое слово «троллинг», вошедшее в повседневный обиход, стало синонимом сарказма в публичном пространстве интернета. Для качественного троллинга необходима немалая фантазия и работающие на максимуме творческие способности. Поэтому подобное времяпрепровождение не является социально неприемлемым поведением, а лишь способом развить и продемонстрировать творческий потенциал.

Известен стереотип о том, что творческие люди не от мира сего. Они живут по системе «взлет—падение». В 2015 году в одном научном издании была опубликована статья, в которой исследователи утверждали, что невротическое поведение — это характеристика человека, обладающего развитым творческим мышлением. Авторы исследования заявляли, что невротические состояния, связанные с нестабильностью психики и поиском внешних угроз, стимулируют фантазию, а следовательно, способствуют развитию навыков мыслить творчески.

Уже давно было известно, что творческие личности склонны мечтать, обладают развитой фантазией и плохо переносят рутину, а также почти не справляются с бытовыми задачами. Они способны найти решение многих сложнейших технических задач, но убрать у себя в квартире и приготовить еду им тяжело. 

Ученые из новозеландского университета Окленда исследовали феномен блуждающего ума. Это состояние, при котором человек поглощен собственными мыслями и плохо реагирует на внешние раздражители, о которых сигнализируют органы чувств, или, наоборот, выполняет рутинные действия неосознанно, автоматически.  Согласно выводам исследователей из университета Окленда, во время «блужданий» ума задействованы различные участки головного мозга, что плодотворно влияет на развитие творческих способностей.

Известно, что творческие личности обладают детской непосредственностью, им всё в мире интересно, и они не перестают удивляться вещам, которые для остальных кажутся привычными. Но при этом они обладают повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Их мозг быстрее и острее реагирует на звуки и свет. Исследователи, протестировав более 80 человек, выяснили, что после воздействия сенсорных раздражителей мозг подопытных обращал внимание на неожиданные детали, которых не замечал в обычном состоянии.

Одиночество гения — еще один стереотип, популярный в мировой культуре. Традиционно принято считать, что творческая сильная личность — это индивид, который не ищет внешнего одобрения и проводит в своей мастерской или лаборатории значительную часть своего времени. Общаться с предметами ему легче, чем с живыми людьми. Но в 2016 году была опубликована статья об инновациях в обществе. Авторы пришли к выводу, что на темпы появления новых идей влияют три фактора: социальная включенность — способность уловить тенденции, происходящие в обществе; точность передачи информации; культурные различия. Основная мысль авторов сводится к тому, что большинство изобретателей тонко чувствуют потребности общества, знакомы с тем, какие идеи в нем витают. Они способны точно их артикулировать и рекомбинировать, чтобы выдать как новинку. Многие революционные изобретения, по сути, были лишь новой комбинацией хорошо известных в обществе идей. Поэтому творческая личность больше других включена в общественные структуры и способна чувствовать, что говорят вокруг. Она способна вычленить полезное даже из той информации, с которой категорически не согласна.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что творчество — это не столько техники и рациональные действия, сколько работа интуиции. Еще одним популярным утверждением является тезис о том, что лучше извлекать уроки из чужих ошибок. Однако проведенные психологами исследования показывают, что творческие люди не склонны доверять чужому опыту и выводам. Они должны сами совершить ошибку, пережить ее, чтобы превратить полученные знания в ценный опыт. От обычных людей творческих отличает лишь отношение к собственным ошибкам. Они могут эмоционально их переживать, но при этом ошибки не станут психологическим барьером для новых исследований. Известный изобретатель Томас Эдисон прославился в том числе благодаря фразе о том, что у него не было неудачных экспериментов. Он говорил, что просто попробовал тысячу способов того, как не стоит делать.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

Современная версия принципов непрерывного образования прозвучала на конференции ЮНЕСКО в 1968 году. С середины 70-х годов идея непрерывного образования находит поддержку во многих странах, являясь доминирующим вектором образовательных реформ. В жизни нашей  страны она стала популярной чуть позже. Существует мнение, что данный тип образования наиболее эффективно изменяет установки и модели поведения людей в повседневной жизни. Особенно это касается информального образования.

     Если мы откроем страничку «Википедия», то прочитаем: информальное обучение – это обучение, которое происходит в повседневной жизни, на рабочем месте, в кругу семьи или в свободное время. Что касается целей обучения, продолжительности обучения, то оно не структурировано и не ведет к официальной сертификации. Сам термин « информальный» говорит нам о том, что такое обучение происходит без процедурных формальностей. Информальное обучение во многом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека. Почему информальное образование важно для педагогов?  Современные дети с самого раннего возраста пресыщены информацией. Конечно в основном это обильная информация бессистемная, часто сумбурная и непрофессиональная и далеко не всегда полезная. Роль педагога в области информирования учеников - эти существующие знания  систематизировать, «мусор» отсеять, непонятное объяснить, недостающее дополнить. Зачастую на занятиях происходит битва источников информации: что узнал ученик сам и что говорит педагог. Педагогу приходится бороться за внимание своих учеников, за то, чтобы они захотели учиться у тебя. Вот и стоит вопрос остро о кругозоре педагога, о его личных умениях и знаниях во многих сферах  жизни, о досуге педагога, о его интересах в жизни.

           Педагог современности это  все чаще и чаще активная современная личность, разносторонне развитая. И в немалой степени это зависит от активной позиции педагога именно в досуговой деятельности.

            Активный и многообразный досуг педагога расширяет его кругозор. Чем больше интересов у педагога в разных областях, тем интереснее у него на занятиях. Объясняя  материал, педагог невольно приводит примеры из своего опыта, пользуется своим багажом знаний. И примеры эти живые, доступные, понятные, так как пережиты самим, а не  взяты из книжек.

             «Ваше собственное поведение – самое главное в воспитании» А.С.Макаренко. Английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей. Они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя»

     

Практическая часть

Тест «Удовлетворенность работой» В.А. Розановой.

Анкета, содержащая 14 утверждений и 5 вариантов ответа со шкалой оценок от 1 до 5 баллов:

1 балл — вполне удовлетворен;

2 балла – удовлетворен;

3 балла — не вполне удовлетворен;

4 балла - не удовлетворен;

5 баллов - крайне не удовлетворен.

Порядок работы. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают анкеты и зачитывают инструкцию: «Перед вами анкета, содержащая 14 утверждений. Просим вас оценить каждое из этих утверждений, обведя кружком цифру, соответствующую вашим представлениям о степени удовлетворенности      ваших      потребностей,      запросов       и       т.       п.». Обработка и оценка результатов. Суммируются баллы, от-; меченные на бланке анкеты.

По результатам обследования можно набрать от 14 до 70* баллов. Если человек набирает 40 и более баллов, то это свидетельствует о его неудовлетворенности работой. И соответственно, чем меньше баллов набирает работник, тем выше у него удовлетворенность работой.

Данная анкета может быть использована и для оценки степени удовлетворенности работой группой работников. В таком случае анализируются средние значения показателей    по    группе,    и    оценка    производится    по    следующей    шкале: 15-20        баллов - вполне удовлетворены работой,

21-32        балла - удовлетворены,

 33-44        балла        - не вполне удовлетворены,

45-60        баллов - не удовлетворены,  

свыше 60 баллов - крайне не удовлетворены.

ТЕСТ «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РАБОТОЙ»

№ п/п

Утверждение

Вполне удовлетворен

Удовлетворен

Не вполне удовлетворен

Не удовлетворен

Крайне не удовлетворен

Ваша удовлетворенность организацией, где вы работаете

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность физическими условиями (тепло, холод, шум…)

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность работой

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность слаженностью действий работников

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность стилем руководства вашего руководителя

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность профессиональной компетенцией вашего руководителя

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность зарплатой в смысле соответствия трудозатратам

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность зарплатой в сравнении с тем, сколько за такую же работу платят на других предприятиях

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность служебным (профессиональным) продвижением

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность возможностями продвижения

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность тем, как вы можете использовать свой опыт и способности

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность требованиями работы к интеллекту

1

2

3

4

5

Ваша удовлетворенность длительностью рабочего дня

1

2

3

4

5

В какой степени ваши удовлетворенность работой повлияла бы на ваше решение, если бы вы искали другую работу

1

2

3

4

5

Упражнение «8 ассоциаций».

Участникам предлагается в первой колонке таблицы записать 8 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое, седьмое и восьмое. Таким образом, во второй колонке получается уже четыре ассоциации. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, - в третьей колонке получаем 2 слова. В последней колонке формулируется одна ассоциация на оба слова из предыдущей колонки.

Обсуждение: Какая ассоциация с работой у Вас получилась в итоге? Каково Ваше отношение к данной ассоциации? Как влияет данная ассоциация на эффективность Вашей профессиональной деятельности и Вашу удовлетворенность от работы?

Упражнение на типизацию мышления

В качестве небольшой разминки, ответьте письменно на несколько вопросов:

Инструкция: «Не задумываясь, письменно, ответьте на вопросы:

Самая выдающаяся часть лица /ответ нос/

Самый известный поэт? /Пушкин/

Самый распространенный фрукт? /Яблоко/

Самый известный цветок? /Роза?»

Поднимите руки те, кто на вопросы ответил следующим образом /перечислить ответы/. Вот видите, как много совпадений. Все это говорит о типизации нашего мышления.

Предлагаю сыграть в игру «Перевёртыши»

Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.

Василий Иванович остается       на работе  –                    «Иван             Васильевич                меняет профессию».

Грустные взрослые – «Веселые ребята».

Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».

Крик баранов – «Молчание ягнят».

Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».

С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Холодные ноги – «Горячие головы».

Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».

Отлично.  Оказывается мы на многое способны.

Сейчас вашему вниманию предлагаю небольшое тестирование:

ТЕСТ «КАКОЙ ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ?»

№ п/п

Утверждение

3 балла

1 балл

2 балла

Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен

да

нет, он и так достаточно хорошо

да, но только кое в чем

Думаете ли Вы, что сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира

да, в большинстве случаев

нет

да, в некоторых случаях

Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете

да

да, при благоприятных обстоятельствах

лишь в некоторой степени

Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить

да, наверняка

это маловероятно

возможно

Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание

да

часто думаю, что смогу

да, часто

Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете

да, неизвестное меня привлекает

неизвестное меня не интересует

все зависит от характера этого дела

Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства

да

удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться

да, но только если мне это нравится

Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все

да

нет, хочу научиться только самому необходимому

нет, хочу удовлетворить только свое любопытство

Когда Вы терпите неудачу, то

какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу

махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна

продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы

Профессию следует выбирать, исходя из

своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней

преимуществ, которые она обеспечит

Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли

да

нет, боюсь сбиться с пути

да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась

Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось

да, без труда

всего вспомнить не могу

запомню только то, что меня интересует

Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения

да, без затруднений

да, если это слово легко запомнить

повторю, по не совсем правильно

В свободное время Вы предпочитаете

оставаться наедине, поразмыслить

находиться в компании

безразлично, буду ли я один (одна) в компании

Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда

дело закончено и кажется Вам отлично выполненным

более-менее довольна

не все удалось сделать

Когда Вы одна

люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах

любой ценой пытаюсь найти себе занятие

иногда люблю помечтать, по о вещах, которые связаны с моей работой

Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней

независимо от того, где и с кем нахожусь

могу делать это только наедине

только там, где будет не слишком шумно

Когда Вы отстаиваете какую-то идею

могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов

останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а)

изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным

Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.

вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя;

вопросы 9 и 15 – постоянство;

вопрос 10 – амбициозность;

вопрос 12 и 13 – слуховую память;

вопрос 11 – зрительную память;

вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);

вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;

вопрос 18 – степень сосредоточенности.

Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.

49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.
От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.

Упражнение «Мячик».

Цель: включение учащихся в активную деятельность; тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.

Ход упражнения: Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «земля», «воздух». Поймавший мяч должен сказать соответственно название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного. Мяч должен побывать в руках у каждого.

Рефлексия: Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами.

Время: 5 мин.

- А для этого упражнения вам нужно объединиться в команды. Левый стол -команда №1, правый стол – команда №2.

Упражнение «Реклама»

Цель: тренировка качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость).

Ход упражнения: командам дается бросовый и никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способов применения этого предмета.

1 команда: пустая консервная банка

2 команда: пустая картонная коробка

3 команда: перегоревшая лампочка

4 команда: порванные колготки

- Для следующего упражнения мы так же остаемся в командах.

Упражнение «Причины и следствия».

Цель: отработка умения генерировать идеи, совершенствование беглости и гибкости творческого мышления.

Материалы для упражнения: приложение №1

C:\Users\User\Desktop\208181208189208184208181_2261321501.jpg

Ход упражнения: Участникам дается изображение ситуации, которая допускает много вариантов трактовки, могла возникнуть вследствие разнообразных причин и привести к различным последствиям. Участники, получают задание предположить как можно больше: причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации; следствий, которые могут возникнуть после нее.

На выдвижение идей отводится 10 – 12 минут. Потом происходит представление выдвинутых идей: представители каждой из подгрупп поочередно получают слово для того, чтобы озвучить одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну идею, и т.п. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.

Заключительные слова ведущего: знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю научиться находить множество нестандартных ответов для решения ваших проблем. И научить этому своих воспитанников.

И закончить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагог: здоровье, предупреждение профессиональных деформаций,пути самосовершенствования

Педагог: здоровье, предупреждение профессиональных деформаций, пути самосовершенствованияГлавная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье дошкольников и школьников, но без заб...

Творческая деятельность педагога

Творческая деятельность педагога...

Творческая деятельность педагога-библиотекаря МБОУ "Мульминская СОШ"

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. ПОМНИ, ДЛЯ БОРЬБЫ С СУИЦИДОМ ДОСТАТОЧНО ОДНОГО Ч...

Роль педагога дополнительного образования в творческой деятельности учащихся

Роль педагога дополнительного образования в творческой деятельности учащихся...

Конспект заседания методического объединения педагогов дополнительного образования "Траектория развития творческой деятельности педагога"

Данный материал может быть полезен при подготовке обучающих мероприятий для педагогов по вопросам повышения педагогического мастерства посредством построения индивидуальной траектории развития творчес...

ШМО "Деятельность педагогов по профилактике асоциального поведения воспитанников"

В чём выражается девиантное поведение подростков, каковы факторы  и причины такого поведения, как выстроить систему воспитательной работы по профилактике асоциального поведения детей.Такого типа ...

Семинар для педагогов по профилактике профессионального выгорания

Семинар по профилактике профессионального выгорания сотрудников образовательных учреждений «Внимание к себе» Цель: профилактика профессионального выгорания сотрудников образоват...