Обучающий тест по рассказу Андрея Платонова "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Малика Татьяна Михайловна

Целью обучающего теста является не контроль знаний ученика, а погружение в художественный текст с помощью направляющих заданий, опирающихся как на сам текст, так и на контекст, т.е. на другие тексты разной природы, не только литературные, но и научные, учебные, справочно-энциклопедические, а также произведения других видов искусства с целью обретения нового знания.

        Такая технология опирается на поиск инноваций, противостоящих нарастающему объему предметных знаний, переизбытку научной информации. «Обучающие знаниевые тесты снижают перегрузку, так как они представляют собой сконцентрированный, сжатый, спрессованный во много раз учебный материал», – считают пропагандисты обучающих тестов

        По сравнению с материалом учебного характера обучающие тесты воспринимаются учащимся совершенно по-иному, требуют подробного осмысления литературного текста, перечитывания, сравнительно-сопоставительных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malika_t.m._obuchayushchiy_test.docx169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучающее тестирование

по сказке-были Андрея Платоновича Платонова

«Неизвестный цветок»

Учитель: Малика Татьяна Михайловна

Технология обучающего тестирования – еще один выход в современном образовании, информативно перегруженном.

Целью обучающего теста является не контроль знаний ученика, а погружение в художественный текст с помощью направляющих заданий, опирающихся как на сам текст, так и на контекст, т.е. на другие тексты разной природы, не только литературные, но и научные, учебные, справочно-энциклопедические, а также произведения других видов искусства с целью обретения нового знания.

Такая технология опирается на поиск инноваций, противостоящих нарастающему объему предметных знаний, переизбытку научной информации. «Обучающие знаниевые тесты снижают перегрузку, так как они представляют собой сконцентрированный, сжатый, спрессованный во много раз учебный материал», – считают пропагандисты обучающих тестов

По сравнению с материалом учебного характера обучающие тесты воспринимаются учащимся совершенно по-иному, требуют подробного осмысления литературного текста, перечитывания, сравнительно-сопоставительных действий.

В теории обучающего тестирования работают в комплексе многие педагогические и методические подходы к изучению литературных текстов: мотивация к активной деятельности, создание основы для глубины и прочности знаний, опора на креативность, интуицию, инновационную деятельность, интеграция предметных знаний.

При этом текст литературного произведения, другие привлекаемые учителем тексты, позволяют вчитываться, искать именно в них ответы на тестовые задания. А инструкции – перечитать фрагмент рассказа или статью словаря, познакомиться с фрагментами или тезисами работ литературоведов, сопоставить их выводы со своими наблюдениями, рассмотреть иллюстрацию художника и подобрать к ней цитату-заголовок – служат углублению анализа и содействует формированию критического мышления, предполагает формулирование наблюдений и выводов как в монологической речи, так и письменных ответах. Задания выполняются только на основе многократного перечитывания и анализа микрофрагментов текста… Читатель уверен, что ответ на вопрос он обязательно найдет в художественном тексте или в “опорных” текстах.

В тесте даются задания с конкретной инструкцией выполнения: перечитать фрагмент произведения, найти статью из словаря, касающуюся какого-либо термина или понятия, ознакомиться с фрагментами работ литературоведов и прокомментировать их, рассмотреть иллюстрацию художника или фотокадр из театральной постановки или кинофильма, сравнить сюжет основного текста с сюжетом другого литературного произведения.

Данная работа предназначена для медленного чтения для работы в кружке,
название кружка могут предложить сами обучающиеся. Желательно, чтобы этот кружок посещали дети, имеющие разные творческие наклонности, читающие и нечитающие, разного возраста. То, что сейчас дети не читают, не любят читать, это, скорее всего, не их вина, а их беда. На уроках литературы не всегда удаётся насладиться процессом чтения.

В тесте я немного сместила ракурс. Сказка хорошо знакома. Идея произведения, мне кажется, и в том, что часто общество не позволяет индивиду быть самим собою, пытается ему помочь стать такими, как все…

Эта мысль особенно ярко раскрывается в сказке Л. Петрушевской.

Прочитайте внимательно сказку- быль «Неизвестный цветок» ,ответьте на вопросы, включите свою фантазию, внимание…

#1042; чём необычность появления цветка на земле?

#1063;то делал цветок, чтобы не умереть в трудных условиях?

#1063;то делал наш герой, когда ему «было совсем горестно»?

#1055;очему у этого растения была необычная окраска, в чём её необычность?

#1057;ам цветок замечал свою непохожесть на всех?

#1053;айдите описание цветка. С чем он сравнивается? Попробуйте нарисовать цветок…

#1040; с чем сравнивается запах, исходящий от растения?

8. « Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери — розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть»,- о какой сказке вспоминает девочка? Если не найдёте, придётся сочинить…

#1043;де-то видела Даша подобный цветок?

#1056;ебята, кто такие пионеры? Спросите у бабушки или прочитайте в интернете.

#1055;очему в сказке нет диалога между Дашей и сыном Неизвестного цветка?

#1042;от так закончилась эта сказка-быль…Что хотел сказать вам писатель этим произведением. Попробуй выразить свою мысль 2-3 предложениями.

Как известно, писатели и поэты тоже уходят. Так устроена жизнь не только цветов, но и людей… И творческие люди тоже продолжают дела ушедших. Вот и жизнь Андрея Платонова была недолгой и нелегкой, а слава пришла к нему лишь после смерти.

Людмила Стефановна Петрушевская тоже пишет сказки и рисует к ним иллюстрации.

Вот такая у неё роза.

C:\Users\user\Desktop\РОЗА.jpg

Есть и сказка «Роза». Прочтите её.

  1. Почему сказка называется «Роза»?
  2. Почему человеку, благоухающему розами, пришлось обратиться в ботаническую академию?
  3. Помогли ли профессора человеку?
  4. Почему человек-роза превратился из бледно-розовой в красную?
  5. Что общего вы заметили в действиях пионеров и профессоров?
  6. Сопоставьте финалы двух сказок. Чем они отличаются?
  7. Какая вам сказка понравилась больше? Почему?

Роза

Людмила Стефановна Петрушевская

Роза

Один человек вдруг начал благоухать, как роза. И с этим ничего нельзя было поделать. Он входил в магазин - и все мигом останавливались и начинали нюхать воздух и говорили:

- Пахнет розами. Как будто мы попали в розовый сад. И пока этот человек не удалялся из магазина, никто ничего не мог купить, все стояли и, закрыв глаза, вдыхали аромат.

Но если этот человек вдруг объявлял, что это от него так чудесно пахнет, все отмахивались от него или просто не обращали на него внимания, продолжая вдыхать аромат роз.

И куда бы этот человек ни приходил, ему никто не верил, все бегали вокруг него и искали, где спрятаны розы, а на него не обращали внимания.

А дома у этого человека происходила совсем другая история: всем ужасно надоел запах роз. Ведь каждому может надоесть, если целый год в доме очень сильно чем-нибудь пахнет.

Кроме того, соседи варили щи или грибной суп или жарили котлеты - и все это пахло розами. И все собаки во дворе пахли розами, и даже мусорное ведро так пахло.

Все соседи говорили, что жить стало невыносимо.

- Нельзя понять, - жаловались хозяйки, - скис вчерашний суп или нет: пахнет розой, и все тут.

В доме страшно расплодились мыши, потому что кошки не могли различить мышь по запаху - мышь пахла, как роза. И кошки пахли, как розы.

Наконец этот несчастный человек решил пойти в ботаническую академию: он надеялся, что там разберутся, в чем дело.

И действительно, в ботанической академии его сразу же окружили профессора, повернули его к свету и стали спорить, желтая он роза или белая. Профессора долго спорили, потому что от того, какого цвета роза, зависит уход за этой розой.

Наконец профессора решили, что он бело-розовая роза, и сказали этому человеку, что высадят его в горшочек, чтобы проверить, какое удобрение ему больше подходит и чем его лучше поливать.

А этот человек, надо сказать, просто расцвел от такого всеобщего внимания. Он с удовольствием позволил себя посадить в горшок и привязать веревочкой к длинной палке, потому что профессора объяснили ему, что иначе он может полечь.

Его, как и всякую бело-розовую розу, поливали три раза в день какой-то мутной водой, так что у него каждый раз промокали ноги, и он в конце концов простудился и полег. Веревочка, которой он был крепко привязан к палке, действительно очень поддерживала его. Профессора осматривали его каждые полчаса и наконец переименовали этого человека из бело-розовой розы в красную розу, так как он покраснел от насморка.

Когда же насморк кончился, профессора снова осмотрели этого человека и никак не могли понять, какого цвета теперь эта роза. Наконец они объявили, что вывели новый сорт - бледно-розовую розу без запаха.

Потому что за время лечения он утратил свой аромат. Первое время этот человек боялся, что его погонят в шею, но его опасения не сбылись: к нему водили иностранцев, демонстрировали экскурсантам и даже устраивали выездные лекции, куда он ездил, крепко держась за горшок. Со временем он привык ничего не опасаться, от постоянных поливов холодной водой закалился, а для запаха прыскался духами "Красная Москва". В интервью, которые он со временем стал давать, он с удовольствием вспоминал то время, когда в его аромат никто не верил, когда его гнали даже из того дома, где он жил. Единственное, чего он не любит, - это навозную подкормку. Но цветы - подневольные существа, и приходится терпеть ему жизнь цветка.

Поскольку настоящие-то цветы растут из сора и питаются кое-как.

Домашнее задание (по желанию)

#1057;очините сказку о каком-нибудь цветке.

#1044;опишите сочинения, начатые на занятиях и т.д.

3. Расскажи сказки от имени цветов…

#1055;осмотрите мультфильмы «Неизвестный цветок» ;text=мультфильм%20неизвестный%20цветок%20платонов&path=wizard&parent-reqid=1591750442644045-520248769460439308000296-prestable-app-host-sas-web-yp-58&redircnt=

Продолжение следует…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Андрея Платоновича Платонова «Возвращение». Нравственная проблематика рассказа.

Цель: углубить знание учащихся о личной и творческой биографии А. П. Платонова; раскрыть нравственный смысл рассказа, приблизить чужую судьбу к каждому, заставить сопереживать; совершенствовать навыки...

Урок литературы в 7 классе_Рассказ Андрея Платонова «Юшка» - призыв к состраданию и уважению

Тема урока: «Жить по законам человечности…»Урок разработан в целях необходимости пробуждения интереса к прозе Андрея Платонова, к личности писателя; возможности формирования умения учащихся определять...

УРОК – ОБУЧАЮЩИЙ ТЕСТ ПО РАССКАЗУ А. И. КУПРИНА «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Обучающий тест - это новая система тестирования знания школьников. Он проводится по результатам изучения произведений на уроках обобщения, заключительных уроках. Содержит различные материалы для тести...

Обучающий тест по рассказу Татьяны Толстой «Петерс»

Цель обучающего теста по рассказу Татьяны Толстой заключается в следующем: 1) проверка знания текста изучаемого произведения учащимися; 2) углублённая работа с текстом произведения; 3) работа над проб...

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Урок «Чему учит  рассказ «Цветок хлеба?» (урок  родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)...

Обучающий тест по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Тест направлен на мотивацию к внимательному осознанному чтению. Содержит вопросы, помогающие глубоко проанализировать персонажей, сюжет, форму произведения...

Обучающий тест по рассказу А.Г.Лыгденова "Сирота"

Обучающий тест как средство повышения качества усвоения учебного материала...