Методическая разработка урока по творчеству русских поэтов 19 века.
методическая разработка по литературе (6 класс)

Лисакова Анна Николаевна

Методическая разработка урока по творчеству  русских поэтов 19 века. Для обучающихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_poety_19_veka_o_rodnoy_prirode_i_o_sebe.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Русские поэты XIX века
о родной природе и о себе.

Поэты разных времен всегда воспевали красоту и великолепие природы.

     Бескрайние просторы равнин и лесов, величественные горы, цветущие луга, быстрые реки, прозрачный воздух, напоенный ароматами цветов и земли, – все это было и будет источником вдохновения для выражения чувств в поэтических образах.

    Стихи о природе наполнены лиричными образами скромной и чистой красоты и, конечно же, безграничной любовью их авторов к окружающему миру.

ПОЭТЫ 19 ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин
Федор Иванович Тютчев
Алексей Николаевич Плещеев
Иван Саввич Никитин Аполлон Николаевич Майков
Иван Захарович Суриков

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года в дворянской семье. До 12 лет Сашу воспитывали и обучали гувернеры-французы. Большое влияние на Александра оказала няня Арина Родионовна. В 1811 году мальчик поступил в Царскосельский лицей, 6 лет учебы в котором вспоминал с нежностью и восторгом.

В лицее Пушкин пишет свои первые стихи, В 1814 году он стал членом литературного общества «Арзамас».

В 20 лет молодой поэт становится членом известного литературного кружка “Зеленая лампа”. Он пишет вольнолюбивые стихи, поэму «Руслан и Людмила”. Его творчество вызывает недовольство царского правительства, поэта отправляют в ссылку на юг. С 1824 года Пушкин живет в родовом поместье в Михайловском, пишет стихи, работает над романом “Евгений Онегин”.

После известия о восстании декабристов в 1825 году, многие из которых были его друзьями, поэт уничтожает свой архив. В 1828 году он совершает самовольную поездку на Кавказ, через два года некоторое время живет в Болдино

1829 год был для Пушкина тяжелым. Он находился в опале, под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта: его жене Наталье Гончаровой и его Няне Арине Родионовне.

Находясь среди близких людей, отдыхает душой. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться её красотами и не думать больше ни о чём.

Разбор стихотворения «Зимнее утро» на слайде.

Федор Иванович Тютчев
1803-1873

Известный русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы, самые известные стихотворения — «Весенние воды» и «Весенняя гроза». Федор Иванович также писал любовную лирику, затрагивал также и политические темы.

   «Зима недаром злится». В этом стихотворении Тютчев обратился к теме прихода весны. Он описал, как злится зима, вынужденная уступить свое место молодой весне. Как пытается задержаться, бросаясь в весну снегом, но бег времени неумолим.

      И снег тает, делая весну еще красивей.
Автор одушевляет времена года, делая их противостояние более эмоциональным, живым.

      Видно, что его симпатии всецело на стороне молодой весны, которую он называет прекрасным дитем, а вот уходящую зиму называет злой ведьмой. И это естественно, ведь даже тот, кто очень любит зиму, встречает весну с радостью. За три долгих месяца зима успевает надоесть и хочется чего-то нового, живого и прекрасного

Литературные приемы на слайде.

«Весенние воды».   В1830 году Ф.И. Тютчев находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна.

Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времён года предстает во всей своей первозданности.    

     Способность выразить словами всё то, о чём шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.

Литературные приемы на слайде.

«Как весел грохот летних бурь». Ф.И. Тютчев написал, вернувшись на родину после двадцатилетнего пребывания за границей. В нём описана картина природы перед летней грозой.

Гроза “оживает”, будто девушка “смущает”, “набегает”, меняя всё вокруг. Образ грозы в стихотворении наделён характером и душой. Она игрива, мудра, весела и таинственна.

    О приближающейся смене сезонов говорит “первый жёлтый лист”, граница между летом и осенью уже близка. Удивительно живые картины встают перед глазами читателя: кружатся, поднятые предгрозовым вихрем листья и “прах”, резкие порывы ветра меняют солнечную летнюю погоду в одно мгновение, как в волшебной сказке.

      Перед величием стихии “дрожит” дубрава, перекликаются птицы, гнутся верхушки огромных деревьев. В мятеже природы лирический герой видит удивительную красоту, свою особенную мелодию, душу, таинственную и мудрую.

Литературные приемы на слайде.

«Есть в осени первоначальной». Произведения Ф. Тютчева напоминают красочные зарисовки изменений в окружающем мире: зимние узоры, тёплый летний ветерок, дивная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. Об осени  поэт говорит с особой трепетностью и умиротворением. 

Трудно поверить, что автор недолюбливал осень. Тютчеву это время года навевало тоску от осознания, что жизнь – явление быстротечное. Но в данном стихотворении поэт изображает чудесный миг, когда природа ещё только готовится попасть под власть холодной зимы и словно замерла во всём своём великолепии.

Литературные приемы на слайде.

Алексей Николаевич Плещеев
1825-1893

       Родители Алексея очень любили литературу, и в их доме часто собирались писатели, поэты, устраивались литературные вечера. Несмотря на бедность, Плещеевы стремились дать детям хорошее воспитание и образование, и Алексей рос всесторонне развитым ребенком.

     В литературных кругах Алексей Плещеев заслужил себе имя революционного поэта, борца за свободу и светлое будущее. Однако спустя некоторое время писатель отошел от либеральных течений в поэзии, отдав предпочтение романтическому направлению.         Его стихи оказались настолько лиричны, что впоследствии известными русскими композиторами на них были написаны более ста романсов.

«Весна»      Главная мысль произведения – ощущение счастья, которое дарит весна каждому человеку. С её приходом в душе зарождаются самые смелые надежды, чувствуется прилив сил, все печали и горести забываются, уступая место радости и светлым грёзам.

     Под первыми лучами весеннего солнца природа будто оживает: тает снег, деревья готовятся примерить зеленый наряд, птицы радуются теплу. Но с весной пробуждается не только природа: душа человека также очищается от накопившихся забот и проблем.

Литературные приемы на слайде.

Иван Саввич Никитин
1824-1861

Его стихи наполнены любовью к природе и переживаниями за людей, которые живут в нужде.

Поэзия И. Никитина рассказывает о сложной жизни бедных крестьян, о бескрайних просторах России, о красоте родной природы и о том, что нельзя мириться с несправедливостью.

«Утро». Текст стихотворения  «Утро» производит впечатление радостной летней зари, пробуждения природы. От него веет прохладой и свежестью, запахом росистых трав, речной воды.

Будучи выходцем из народа, И.С. Никитин очень любил фольклор и стремился в своем творчестве подражать народной поэзии. Именно поэтому читать стих «Утро» Никитина Ивана Саввича очень легко, он так и просится в песню.

Стихотворение очень эмоционально, в нем много восклицаний. Читатель сразу проникается настроением счастья и восторга, которое вызывает у него чудесное летнее утро с серебристой росой и пением птичек.

И людей – героев произведения не тяготит труд – он вызывает у них радость, желание свершений.

Литературные приемы на слайде.

 «Зимняя ночь в деревне».     Природа в лирике И. Никитина тесно связана с жизнью крестьян. Доказательством этого факта является стихотворение «Зимняя ночь в деревне».

К созданию произведения поэта, видимо, подтолкнули невеселые рассказы крестьян о своей жизни. Известно, что отец Ивана Саввича торговал свечами. В его лавке постоянно бывали прихожане. Будущий поэт слышал от этих людей, какой он, крестьянский быт. Так в сердце Никитина воспламенилась любовь к простому народу, которая не могла не отразиться в творчестве.

Литературные приемы на слайде.

Аполлон Николаевич Майков
1821-1897

Русский поэт, член-корреспондент Петербургской        Академии Наук. Творчество Майкова проникнуто большой любовью к русской деревне, природе.

Юный Майков был одинаково одарён и в живописи, и в литературе, однако из-за близорукости был вынужден отказаться от занятий изобразительным искусством.

«Ласточки». В стихотворении раскрыто несколько тем: осеннее увядание природы, быстротечность жизни, одиночество. Автор показывает, что жизнь нельзя тратить впустую, так как она быстро проходит.
    Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки увядания природы. Открывается унылый пейзаж: помятый и пустой сад.

Дальше лирический герой  признается, что осень наводит на него грусть. Природа не привлекает его красотой, а, наоборот, раздражает. Даже солнечный луч не может пробудить в нем радость. Видимо, настроение лирического героя связано с осознанием того, что человеческая жизнь увядает так же, как его сад.

 Взглянув на гнездо ласточек, герой вспоминает весну, когда птицы хлопотали над своим гнездом, а потом в нем появились птецы. Их автор сравнивает с детьми.

В какой-то день гнездышко осталось пустым, из-за чего лирический герой и себя ощущает одиноким.

Литературные приемы на слайде.

Иван Захарович Суриков
1841-1880

Русский поэт. Его первые пробы пера относятся к детскому возрасту и не сохранились. В начале 1860-х поэт Плещеев заметил дарование Сурикова и помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение».

Суриков пробует работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком.

В 1871 г. выходит первый сборник стихотворений. В последующие годы выходят еще два сборника. Его избирают членом московского Общества любителей российской словесности. Суриков организует литературно-музыкальный кружок, результатом работы которого стал альманах «Рассвет».

    Стихотворение  «Зима», раскрывает две темы, связанные между собой — это торжественный приход зимы и описание сельской жизни.

В отрывке только пейзажная лирика.

     Автор ярко описывает снегопад. Вырисовывается картина, как снег, хлопьями кружась, ложится пеленою. Олицетворение зимы Суриковым очень красочно, несмотря на преобладание белого цвета этого времени года.

Используя метафоры, поэт отмечает умиротворение и спокойствие природы. Тёмный лес, такой величественный, укрывшись шапкой из снега, засыпает крепко и непробудно. Иван Суриков имел способность восхищаться природой.

 Автор считал очаровательным и то, что солнце уже мало светит, короткие дни, пришли морозы.

Литературные приемы на слайде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

методическая разработка урока "Каменная поступь золотого века"

Методическая разработка интегрированного урока (история СПб + физика), включает конспект урока,  раздаточный материал к уроку....

Методическая разработка урока Россия в 18 веке 7 класс

Методическая разработка урока истории в 7 классе , урока обобщения и повторения "Россия в 18 веке"...

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке

Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...

Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"

Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...

Методическая разработка урока: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века"

Методическая разработка урока содержит конспект урока и презентацию на тему: "Характеристика литературы Серебряного века. Крым в творчестве поэтов Серебряного века". Разработка может быть полезна преп...