Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы
материал

Строева Ксения Николаевна

В данных отчетах представлены мониторинги по следующим показателям: 1. уровень самооценки 2. Уровень тревожности 3. Уровень агрессивности, враждебности. Цель мониторинга— достижение практической целесообразности формирования нравственных представлений, их прогнозирование и реализация в непосредственном опыте учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

Справка по результатам диагностики изучения самооценки психических состояний, уровня тревожности, жизнестойкости среди учащихся 6-11 классов.

Цель: определение уровня и характера тревожности, связанной со школой; выявление преобладания следующих психических состояний: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность, определение уровня жизнестойкости среди учащихся 7-8 классов.

Согласно плану работы педагога-психолога на 2020-2021 учебный год, в рамках диагностической работы, была проведена диагностика эмоционально-волевой сферы учащихся 7-8 классов. Были использованы следующие методики:

  1. Анкета тревожности Филлипса.
  2. Самооценка психических состояний Айзенка.
  3. Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева).

Анкета тревожности Филлипса исследует показатели по следующим критериям: общая тревожность, переживание социального стресса, фрустрация, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, не соответствие ожиданием окружающих, физиологическая сопротивляемость, страх в отношениях с учителем.

В ходе диагностики среди учащихся 7 класса были получены следующие данные. Данные выше средних значений выявлены по шкалам

«страх ситуации проверки знаний – 59%», «не соответствие ожиданиям окружающих – 54,5%». Среди учащихся показатели общей тревожности значения, которых выше средних у следующих учеников: Авдиев Сулиман – 66,5%, Коськова Мария – 65%, Тельнов Евгений – 70%. Такие показатели по шкалам «страх ситуации проверки знаний», «не соответствие ожиданиям окружающих» возможно связаны с низким качеством знаний в этом классе, всего 18%. Высокие показатели общей тревожности у вышеперечисленных учеников могут являться следствием личных переживаний.

В ходе диагностики среди учащихся 8 класса были получены следующие данные. Данные выше средних значений выявлены по шкалам

«страх самовыражения – 52%», «страх проверки знаний – 52%», «не соответствие ожиданиям окружающих – 57%». Среди учащихся показатели общей тревожности значения, которых выше средних у следующих учеников: Авдиева Фарида – 55,5%, Шилкина Ульяна – 54%. Такие показатели могут также быть следствием невысокого качества знаний в этом

классе, следствием личных переживаний, снижением уровня мотивации к учению.

Диагностика «Самооценка психических состояний Айзенка» определяет уровень тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности. Данные полученные в результате диагностики учащихся 7-8 классов по данной методики варьируются в пределах средних значений, высоких показателей по выше перечисленным критериям не наблюдается.

Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева) позволяет выявить уровень сформированности системы убеждений о себе, мире, способность человека выдержать и эффективно преодолеть стрессовые ситуации. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Полученные данные по результатам диагностики среди учащихся 7-8 классов имеют средние значения. Это говорит о том, что выраженность жизнестойкости в целом и ее компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятие их как менее значимых. Однако среди учеников 8 класса есть учащиеся,    у которых показатели по критериям

«вовлеченность» и «контроль» значительно ниже средних. Это Оттиско Алина   –   шкала   «контроль»   -   19   баллов,   Шилкина   Ульяна   –   шкала

«вовлеченность» - 22 балла. Это позволяет сделать следующие выводы.

В целом «вовлеченность» определяется как «убеждение в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Низкие баллы у учащихся Оттиско А., Шилкиной У. могут говорить о низкой самооценке, наличии фрустрации.

Рекомендации:

  1. Педагогу-психологу  провести тренинговое занятие среди учащихся 7-8 классов, развивающее личностные характеристики (уверенность в себе, самооценку).
  2. Классным руководителям поддерживать эмоционально комфортную атмосферу в классе, задействовать вышеперечисленных учеников в разнообразной деятельности внутри класса.

C:\Users\Admin\Desktop\ЗАЩИТА 22-23\ДИАГНОСТИКА\59814d2aa5f243c6c32254ffe799fd26.jpeg



Предварительный просмотр:

ОГБОУ "Центр образования и развития "Особый ребенок " г. Смоленска"

                                           Аналитическая справка

по итогам обследования эмоционально-волевой сферы школьников

за 2019-2020 уч.год.

Исследование проводилось в привычной для детей обстановке, в повседневной деятельности.

Детям были предложены задания, позволяющие оценить уровень развития таких эмоциональных проявлений как агрессивность, тревожность, адекватность самооценки.

В ходе проведения диагностической работы были использованы следующие методики: тест «Тревожность» Тэммл, Дорки, Амен, тест

«Рисунок несуществующего животного» в обработке Романовой А. А., тест на выявление уровня самооценки «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г.Щур.

Тест «Несуществующее животное» в обработке Романовой А. А.

Методика направлена на осознание ребёнком своих тревожащих состояний, негативных переживаний, а так же позитивных желаний, своих ресурсов и способов их достижения. Изображение животного компенсирует внутреннее сопротивление посредством задействованного в методике механизма идентификации с нейтральным персонажем.

Детям была предложена инструкция, нарисовать несуществующее животное на листе бумаги простым карандашом.

Тест «Тревожность» Тэммл, Дорки, Амен

Тест оценивает внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми. Выявляет тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов.

Ребёнку предлагается 14 картинок, на которых изображены типичные для его жизни эмоционально - положительные, эмоционально - отрицательные и неопределённые ситуации. Выбирая грустное или весёлое лицо для главного героя картинки, ребёнок исходит из собственного самочувствия в подобных ситуациях.

Тест «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г.Щур.

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Ребенку предъявляется рисунок лестницы из 7 ступенек. Посередине располагается фигурка ребенка. Испытуемому предлагается расположить себя на ступеньке лестницы выше или ниже обозначенной фигуркой. При этом задаются вопросы: На какую ступеньку ты себя поставишь? А на какую тебя поставят мама, папа, воспитатель? Сопоставляются уровни желаемой,возможной и реальной самооценки. Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.

Таким образом, в рамках исследования было выявлено, что у школьников преобладает незрелость эмоционально - волевой сферы и поведения, проявляющихся в слабости волевых установок, в эмоциональной неустойчивости,        аффективной        возбудимости,        двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности, недостаточной выраженности познавательных интересов, сочетающихся с незрелостью психических функций.

Исследование позволило определить направления коррекционно - развивающей работы, направленные на исправления таких качеств, как агрессия, тревога, возбуждаемость, злобность, упрямство, жестокость и развитие положительных качеств эмоционально - волевой сферы.

Результаты работы представлены в таблице.

Психические состояния и свойства личности

Уровни

высокий

средний

низкий

первичный

итоговый

первичный

итоговый

первичный

итоговый

Агрессивность

16 (53%)

9 (30%)

8 (27%)

10 (33%)

6 (20%)

11 (37%)

Тревожность

16 (53%)

7 (23%)

9 (30%)

12 (40%)

5 (17%)

11 (37%)

Самооценка

17 (56%)

16 (53%)

4 (13%)

11 (37%)

9 (30%)

3 (10%)

Общее количество детей, нуждающихся в коррекции эмоциональной сферы снизилось на 20% (83% на начальном этапе, 63% на итоговом). Произошло снижение уровня проявлений агрессивности с высокого уровня на средний у 30% детей. Количество детей с низким уровнем агрессивности увеличилось на 17%. Снижение уровня тревожности на 30% произошло за счет смещения 9 детей с высокого уровня тревожности на средний. Количество детей с низким уровнем тревожности возросло на 20%. Более адекватно стали оценивать себя и свои поступки 24% детей. Общая динамика развития эмоционально - волевой сферы школьников представлена на графике.

Динамика уровня развития эмоционально-волевой сферы школьников 2019г-2020 уч.год.

График 1:Уровень выраженности агрессивности.

График 2:Уровень выраженности тревожности.

График 3:Уровень адекватности самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы младших школьников...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по адаптации

В данном документе представлены данные аналитической справки о готовности к адаптации в среднем звене обучающихся  4-в класса  (апрель 2020 года), также представлен отчет по результатам...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по социализации

Здесь представлен анализ результатов мониторинга уровня социализации    обучающихся 5-6, 10х классов    2020-2021 учебного года (анкеты оценки базисных характеристик личн...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию познавательной сферы

В данной работе представлены результаты работы по Программе коррекционно-развивающих занятий о формированию и развитию базовых учебных действий «Учусь и развиваюсь» для обучающих...

Рабочая ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ««Коррекция и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы для учащихся 8 классов с ОВЗ» по индивидуальному учебному плану на 2022-2023 учебный год

снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и агрессии;коррекция настроения и негативных черт характера;формирование навыков саморегуляции и самоконтроля;развитие системы самосознан...