Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ
план-конспект

Елена Викторовна Шутова

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема "Весна- красна!"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Весна – Красна!»

Цель: уточнять и расширять представления о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи:

  • Устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце пригревает, тает снег, расцветают подснежники, распускаются листочки, прилетают птицы, появляются насекомые. Обогащать словарный запас по теме «Приметы весны». Развивать связную речь.
  • Развивать восприятие, мышление, внимание, память детей.
  • Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Воспитывать у детей умение слушать взрослого и друг друга.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картины: И,И, Левитана «Март», Бродского «Апрель», Борисова-Мусатова «Май». Тематические картинки: с признаками весны, с изображением птиц, цветов первоцветов, солнышко, аудиозапись детской песенки «Ручеёк», запись мелодии «Вальс цветов» и «Времена года»  П.И.Чайковского.

Раздаточный материал: разрезные картинки, круги из картона в виде солнышка, прищепки, корзина с конфетами в виде цветов,

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения во время прогулок и рассмотрение иллюстраций по теме: «Весна».

План занятия.

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы
  3. Работа с календарём погоды
  4. Пальчиковая игра «Солнышко весной»
  5. Физкультминутка «Ручей»
  6. Зрительная гимнастика
  7. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
  8. Подвижная игра «Птички в гнездышке»
  9. Дидактическая игра «Собери картинку»
  10. Физкультминутка «Подснежники»
  11. Итог

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас  и ваши добрые лица! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем:

Здравствуй, небо голубое!

 Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, солнечный денёк!

Здравствуйте, гости дорогие!

  1. Сообщение темы:

-Сегодня мы будем говорить на интересную тему ( звучит запись произведения П.И. Чайковского «Времена года»). А вот на какую именно вы узнаете, отгадав загадку:

Закружит она метель,

Принесёт с собой капель,

Вмиг сосульки с крыш собьёт,

Снег повсюду уберёт,

Ручейками зажурчит,

Ярче солнце заблестит,

И каприза и красна

Долгожданная…. Весна.

  1. Работа с календарём погоды

-Ребята, а какое сейчас время года? (Весна)

-Какие весенние месяца вы знаете? (Март, апрель, май)

-Какой сейчас  месяц? (Апрель)

-А какой был перед апрелем? (Март)

(Вывешиваются на магнитную доску картины: И.И. Левитана «Март», Бродского «Апрель», Борисова-Мусатова «Май»)

-Ребята, что изображено на картинах? (Весна)                                                                         -Но картины разные, почему вы решили, что на всех картинах изображена весна? (Появились проталины, побежали ручьи, появились зеленые листочки).

-Ребята давайте обозначим весенние месяцы по цвету:

Март - желтый, потому что много солнца

Апрель - голубой, потому, что много воды.

Май - зеленый, потому что много зелени.

В марте ярко светит солнце. Оно греет землю нашу, и снег начинает таять. Появляются проталинки, таят снег на крышах домов и образуются сосульки.   (Вывешивается картинка на доску).

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы похлопаем в ладошки

Очень рады солнышку!

  1. Пальчиковая игра «Солнышко весной»

- Ребята у вас на столе лежат  кружочки. Возьмите их в руки. Какого они цвета? (желтого). На что похожи? (На солнышко). Но ему не хватает лучиков. Сделайте солнышку лучики из прищепок, которые лежат у вас на столе. Покажите, какие солнышки у вас получились.

Тучка спряталась за лес-

Смотрит солнышко с небес,

И такое чистое, доброе, лучистое!

Если б мы могли достали,

Мы его расцеловали!

-Молодцы! Ребята у вас получились красивые весенние солнышки. От ваших солнышек стало у нас сразу теплее и ярче. Весеннее солнышко проснулось, расправило лучики, начали таять сугробы, снег на крышах домов. Появились лужи на дорогах, побежали ручьи. (смотрим картинки)                                                      - Пришел к нам месяц –Апрель!

-Каким цветом мы обозначали месяц апрель в начале занятия? (Голубым, потому что много воды)

  1. Физкультминутка «Ручей»

Дети встают друг за другом, образуя, ручеек и двигаются змейкой под музыку.

Ручеёк бежит, журчит

Он поет, он шумит

Он большой реки сынок,

Он весенний ручеек.

Мишка вылез из берлоги

Грязь и лужи на дороге

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришел Апрель.

Засеяло солнышко, растаял снег, зажурчали ручьи и потянулись с теплых краев к нам перелетные птицы. (На магнитную доску вывешиваю картинки птиц).

-Каких птиц вестников весны вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, жаворонки)

-Что делают птицы весной? (начинают вить гнезда, откладывать яйца и высиживать птенцов)

-Слушаем голоса птиц, которые изображены на картинках.

  1. Зрительная гимнастика

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз

Вправо, влево, вверх и низ

Повторять ты не ленись

Укрепляем мышцы глаз

Чтобы лучше видеть вас.

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дети должны выбрать картинку с изображение птицы, которая считается лишней.

-Правильно! Вы очень внимательны. Воробей-это зимующая птица, а все остальные птицы перелетные, прилетели к нам с теплых стран.

  1. Подвижная игра «Птички в гнездышке»

Теперь вы все птички, а ваши стульчики - это гнезда. По моему сигналу «Полетели» вы вылетаете, а по сигналу «Домой в гнездышки» возвращаетесь на стульчики.

-Ну вот ребята солнышко растопило весь снег, напоило землю талыми водами и проснулись растения, у деревьев распустились почки и зацвели первые цветы.

К нам пришел месяц Май.

-Каким его цветом мы выделяли в начале занятия? (зеленым)

-Да правильно.  Месяц май у нас зеленый. Распускаются листочки, пробивается зеленая травка.

  1. Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаю картинки первоцветов, разрезанные на несколько частей. Собирают картинку под музыку П.И. Чайковского «Вальс цветов».

  1. Физкультминутка «Подснежники»

Вот подснежники проснулись

Улыбнулись

Потянулись

Раз – росой умылись

Два – изящно покружились

Три -  нагнулись и присели

А четыре – полетели

Пять они остановились

И тихонько опустились.

-Ребята, а какие признаки весны вы знаете?

-Что происходит с природой весной?

Весной ярко светит солнце?

-Весной день становиться длиннее?

-Весной тает снег?

-Весной бегут ручьи?

-Весной появляются подснежники?

-Весной распускаются почки на деревьях?

-Молодцы, много знаете примет весны.

А теперь давайте поиграем в игру «Верно неверно».

  1. Дидактическая игра «Верно неверно»

-Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, если это относится к весне и говорите «Да», а если не относится то говорите «Нет» и мне хлопаете.

Слова: снежинка, грач, снеговик, листопад, скворец, метель, проталинки, подснежник, капель, ручей.

-Молодцы, очень внимательно слушали и справились с заданием.

  1. Итог:

-Что мы делали на занятии?

- О каком времени года беседовали?

-Давайте вспомним приметы весны?

-В какие игры играли?

-Вам понравилось занятие?

Вы сегодня работали хорошо на занятии, и у нас в корзине распустились подснежники, но они не простые, а съедобные. Я хочу подарить их вам за хорошую работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта" 5-9 классы

В помощь учителю для проведения на уроках  дидактических игр с учащимися спец. (коррекционной) школы VIII вида   (материал взят из журнала)...

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов  у учащихся с ограниченными возможностями...

Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

В данной статье представлены игры и упражнения, которые могут использовать родители для занятий с ребёнком дома....

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта

Игра - основной вид деятельности дошкольника, потому что наиболее досткпна ребёнку этого возраста. Игровая деятельность имеет исключительное значение в развитии любого ребёнка....

Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ

Занимательные задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов у обучающихся с ОВЗ...

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта 5-9 классы

Дидактические игры  "Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с ограниченнымми возможностями здоровья: нарушение интеллекта" (5-9 классы). Учебно-мето...