Конспекты уроков
план-конспект урока по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Азарскова Виктория Денисовна

Данный материал будет полезен при  подготовке к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_drevnyaya_sparta_5kl.doc121.5 КБ
Файл religiya_egiptyan.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древняя Спарта»

Цели:

-познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить его с Афинским государством;

- продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий, сравнивать общественный и государственный строй государств, анализировать ответы товарищей, определять свою позицию по рассматриваемым вопросам темы.
-воспитывать уважение к другому образу жизни, приобщать учащихся к ценностям мировой культуры;

Оформление:

•        карта: “Греция”;

•        плакат с девизом: “ У Эллады две ноги – одна Афины, а другая - Спарта”;

•        презентация  с иллюстрациями спартанцев, Спарты и элементов сравнительной таблицы.

Оборудование: мультимедийная  установка,  ИКТ – ресурсы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: олигархия, илоты, лаконичная речь, спартанское воспитание,

Предварительное задание:        подготовить сообщение миф о Пелопсе

Ход урока:

Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Учащиеся заходят в класс, занимают места.

Учитель приветствует учащихся: «Добрый день дорогие ребята.                                   Выглядите  вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Все ли сегодня присутствуют на уроке?

Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.

Учитель:

На улице не очень ясно,

А на душе так все прекрасно.

Часто дела все заслоняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть Вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбаться

А значит и историей заняться

Сегодня мы продолжаем путешествовать по Древней Греции. «Древняя Греция небольшая страна, но в ней образовалось много самостоятельных государств.  Наиболее значительными из них были два: Спарта и Афины. Сами греки говорили: наша родина – Эллада – так они называли Грецию – как бы стоит на двух ногах, одной ногой является Афинское государство, а другой Спартанское государство. На предыдущем уроке мы с вами изучали Афинское государство. Для того, чтобы лучше изучить Спарту, нам надо повторить  что происходило в Афинах.

2. Проверка домашнего задания

Учитель проводит картографический диктант: Для начала мы с вами  поработаем с исторической картой, начиная с первого ряда, для этого каждый ученик находит по одному объекту, относящемуся к Греции на карте, название объекта, которое  лежит на ваших столах (приложение 1).

(Ученики подходят к карте, называют объект и показывают на карте)

1. Балканский полуостров

2. Южная Греция

3. Средняя Греция

4. Северная Греция

5. Афинский полис?

6. С какими государствами граничит?

7. Остров Итака

8. Аттика

9. Микены

10. гора Олимп

11. Дельфы

12. моря, которыми омывается Греция

13. Троя

14. Спарта

Учитель: Вот какие вы молодцы, все объекты показали верно, и даже смогли найти Спарту, с которой мы даже еще пока не знакомы.

Организует дифференцированную работу учащихся: проверку домашнего задания мы организуем таким образом, чтобы все были опрошены, для этого нескольких ученикам я подготовила  карточки с индивидуальными заданиями, на которые они должны будут дать ответ, а с остальными проведем опрос. Если работающие по карточкам справятся раньше, то карточки сдают и включаются в общую работу (Раздает карточки, приложение 2).

Ученики, получившие карточки начинают работать самостоятельно, а  с остальными учениками учитель организует фронтальный опрос, ученики отвечают на вопросы.

1. что означают эти слова:

-Демос - народ;

-Демократия - власть народа;

-Реформы - преобразования;

-Граждане - свободные афиняне.

2. Кто установил демократию в Афинах? (Солон).

3.Словарная работа: заменить одним словом:

Город – государство (полис).

Вечнозеленые деревья с искривленными стволами и серебристыми листьями (оливковое дерево).

Совет знати (ареопаг).

4. Расшифруйте фразу и назовите автора (Приложение 3):

«ьтидогу месв еж узарс халед хикилев в ондурт»  (Чтение наоборот: справа налево. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить») Кто автор этих слов? (Солон)

 

5. Как называли жителей Афин?

 Чем они занимались?

А чем занимались спартанцы вам интересно узнать?

Учитель оценивает проверку домашнего задания, Очень хорошо, на все вопросы домашнего задания вы мне дали ответы, но оценки мы с вами поставим в конце урока и зависят они от того как вы будете работать в течение урока. Оценки за индивидуальные карточки будут сказаны на следующем уроке и поставлены в колонку по теме: «Афинская демократия», а сегодня у каждого из вас есть возможность заработать оценку.

3. Актуализация знаний

Учитель: но не забываем, что нам нужно изучить вторую ногу Древней Греции – полис Древняя Спарта, потому как гласит пословица:  «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Без второй ноги в Древней Греции никуда. Давайте в наших тетрадях запишем дату и тему урока «Древняя Спарта».

А теперь посмотрите на название темы, скажите, что нам нужно узнать на уроке?

Ученики: ставят цель: Кто жил? чем занимались?

Учитель: хорошо. Познакомиться с общественным и государственным устройством Спарты, особенностями полиса, кроме того мы с вами попытаемся сравнить Спарту с Афинами чем  же отличаются эти два полиса друг от друга, а чем они похожи между собой, для этого в ходе урока и продолжим с вами заполнять сравнительную таблицу двух полисов – Афин и Спарты. Колонка Афины  у вас уже заполнена, а сегодня мы внесем в нее данные о Спарте

Ребята скажите, пожалуйста, что вы уже знаете о Древней Спарте?

Ученики отвечают. В Спарте детей сбрасывали с обрыва

Учитель: Молодцы! А почему? Ученики дают разные ответы.  Учитель подводит итог: Вот это и многое другое мы с вами попытаемся выяснить сегодня.

 

Ориентировочный этап

Учитель: перед началом изучения новой темы давайте определимся по какому плану будем работать. С чего всегда нужно начинать изучение нового государства?

Ученики отвечают, что необходимо познакомиться с его положением на карте, природными особенностями, населением, проживающим на территории государства и его занятиями, государственной властью, образом жизни и культурой,.

  Учитель корректирует и выводит на экран слайд с планом урока

1)        Географическое положение Спартанского государства.

2)        Спартанцы и илоты.

3)        Управление Спартой.

4)        Воспитание спартанцев.

Построение новых знаний

Поисково-исследовательский этап

1)        Географическое положение Спартанского государства.

 Учитель сообщает первый вопрос плана урока:   «Географическое

положение Спартанского государства», совмещая  рассказ с показом на  исторической карте.

Предки спартанцев пришли с севера Балканского полуострова и обосновались в Южной Греции. Эта часть страны - полуостров причудливой формы со звучным названием Пелепоннес, что означает «остров Пелопса». Пелопоннес и на самом деле почти остров: лишь узкий перешеек соединяет его с остальной Грецией. Постепенно спартанцы подчинили себе области Мессению и Лаконику.

Учитель  дает слово ученику, которому было дано опережающее задание: сообщение миф об острове Пелопонес.  

                                                             

Сообщение ученика - Миф о Пелопсе

Очень давно, задолго до Троянской войны, знатный юноша по имени Пелопс бежал спасаясь от врагов, из своего родного города. Он нашел приют у могучего царя Эномая, правившего в Южной Греции. Однажды Пелопс увидел дочь Эномая – прекрасную Гипподамию – и полюбил ее. Но царь не желал отдавать дочь замуж: ему было предсказано, что он погибнет от руки ее мужа.

Эномай объявил, что Гипподамия станет женой того, кто победит его в состязании на колесницах. Царь знал, что во всей Греции не было равного ему в искусстве управлять лошадьми. Многие женихи принимали вызов Эномая, каждому разрешал он тронуться в путь раньше себя, потом настигал их на своих резвых конях и поражал сзади острым копьем. Головы погибших женихов были прибиты к дверям дворца Эномая.

Понял Пелопс, что только хитростью удастся ему победить жестокого царя. Обещал он богатые подарки слуге царя, прося не вставлять чеки (Чека - небольшой стержень, гвоздь, с помощью которого колесо закрепляется на оси) в ось, чтобы соскочили колеса с колесницы Эномая во время погони. И вот состязание началось. Бешено мчатся обе колесницы, чувствует Пелопс за спиной горячее дыхание коней Эномая, уже видит, оглянувшись, как царь замахнулся копьем... Тут колеса соскочили с оси, грохнулся оземь Эномай и разбился насмерть.

Пелопс взял в жены Гипподамию и завладел царством Эномая. С тех пор, по преданию, Южная Греция стала называться Пелопоннес.

Учитель интересуется все ли понятно ученикам, ученики отвечают.

2)        Спартанцы и илоты.

При рассмотрении второго пункта плана «Спартанцы и илоты» учитель создает условия для самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, дает задание классу прочитать текст параграфа и ответить устно на вопросы, которые отражены на слайде, определение илоты записать в тетрадь, а также подумать, что нужно занести в таблицу.

1. Кого называли илотами?  Записать в тетрадь(Илоты – рабы, принадлежащие Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.)

2. Какие обязанности существовали у илотов? (Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, они отдавали спартанцам большую часть выращенного зерна, оливок, овощей и других продуктов)

3. Как обращались с илотами спартанцы? (Спартанцы обращались с илотами грубо и жестоко, издевались над ними, надсмехались. Например, заставляли пить илотов пить вино, не разбавленное водой, а потом показывали их молодежи, чтобы внушить отвращение к пьянству)

           

    Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

рабы-илоты (жители Греции) и спартанцы

       

Работа с иллюстрацией учебника

 После внесения учащимися данных о населении Древней Спарты учитель организует работу с иллюстрацией учебника

Давайте посмотрим, как выглядел спартанец в бою. Ученик описывает, как выглядит спартанец и строит свои догадки почему он так одет: шлем, щит, копье, сандалии, латы до колен, доспехи чуть ниже пояса. Обратите внимание, что вся его одежда красного цвета. Почему? спартанцы носили во время войны красную одежду. Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем.

   

 Проведение физкультминутки

 Учитель организует проведение физкультминутки

Давайте мы свами проведем физкультминутку, для этого прошу всех встать около парты. Возьмите в руки карточки с линиями и мысленно, закрыв глаза, нарисуйте эти линии глазами. Хорошо, а сейчас я буду называть имя или исторический факт, если то что я называю относится к Греции, вы встаете на носочки и поднимаете руки вверх, если не относится, то вы приседаете и хлопаете в ладоши. Будьте внимательны. Афина, Зевс, Солон, Пирамида, Одиссей, Хамураппи, Геродот, Афродита, каста, шахматы, демократия. Молодцы!!!!! Присаживайтесь.

3)        Управление в Спарте.

Учитель организует работу учащихся с текстом документа, при знакомстве с текстом вам нужно прочитать документ, ознакомиться и ответить на вопрос: какое занятие у спартанцев было самым главным.

Ученики знакомятся с текстом документа и находят ответ на вопрос – главным занятием спартанцев   была война.

 Учитель: молодцы, давайте внесем новые знания в таблицу.

         

Что мы из сказанного можем занести в таблицу о занятиях спартанцев, чем они занимались?

Линии сравнения

Афины

Спарта

Занятия

Садоводство, Мореплавание

 Виноградарство

 Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.  

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Учитель объясняет систему управления, организует зарисовку в тетрадь схемы управления

За соблюдением всех правил зорко следил Совет старейшин, обладавший огромной и никем неконтролируемой властью. В совет входили самые достойные не моложе 60 лет, в заседаниях участвовали пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из мужчин-спартанцев, выбирало старейшин, ведало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Собрании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали «за» и «против» сделанных ими предложений.

Войском командовали два предводителя, их называли царями. Власть царей передавались по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обычно послушно выполняли его волю.

Схема управления в Древней Спарте

Совет старейшин

2 царя – военачальники, командовавшие войском

28 старейшин

 самые достойные не моложе 60 лет

Народное собрание

Мужчины - спартанцы, не моложе 30 лет

Учитель: таким образом, государственный строй в Спарте был не демократическим, а олигархическим (от греческого слова "олигой" - немногие). Управление в этом полисе находилось в руках немногих.

Учитель предлагает внести новые полученные данные в таблицу и записать определение в тетрадь.

Линии сравнения

Афины

Спарта

Управление

Закладываются основы демократии.

Олигархия - власть немногих (спартанцев).

Учитель: Обращаю ваше внимание, что главной задачей государства было держать в повиновении илотов.  Запишем в 6 веке до н.э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

-Давайте подведем итог проделанной работе. Сравнили ли мы Афины со Спартой, выявили отличия?  

    4)        Воспитание спартанцев.

 При изучении четвертого пункта плана учитель обеспечивает просмотр  видеофрагмента «Воспитание мальчиков в Спарте», задает вопросы по видеофрагменту

Кто нес большую ответственность за воспитание родители или государство?

Кто решал вопрос жить или нет маленькому спартанцу?

С какого возраста мальчиков отбирали у родителей?

Почему питание мальчиков было скудным?

Какой должна быть речь спартанцев?

-Где бы вам больше хотелось  жить в Спарте или в Афинах? Почему?

Учитель интересуется, нет ли у учащихся вопросов по Спарте. Ученики отвечают.

Практический этап

Учитель организует работу в парах по составлению кластера из прилагательных,   которые охарактеризовали бы Древнюю Спарту, ее население и порядки. Учитель выборочно проводит оценку кластеров, задает вопросы паре.

1. лаконичный,   воинственный, творческий,  здоровый,   интеллектуальный, скудный, образованный, пьяный, гордый (лаконичный,   воинственный,  здоровый,   скудный,  гордый

2. демократичная, олигархическая, культурная, неукрепленная, воинственная, красивая, жестокая, роскошная, лаконичная (олигархическая, неукрепленная, воинственная, жестокая, лаконичная)

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока:

1. Познакомились ли мы с общественным и государственным устройством Спарты? Ученики отвечают – да.

2. На все ли пункты совместно составленного плана найдены ответы.  Ученики отвечают – на все

 Учитель предлагает произвести самооценку работы на уроке,  ответить на рефлексивные вопросы ученики прикрепляют к доске смайлики:

Самооценка: как я усвоил материал:

 - получил прочные знания, усвоил весь материал;

 - усвоил материал, но есть над чем еще поработать;

 - усвоил материал частично, многие вопросы еще требуют

дополнительной работы

Вот посмотрите, какая картинка у нас получилась – позитивная, из нее следует, что большинство учеников усвоили материал. Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание, предлагает сравнить свою самооценку с оценкой учителя. Предлагает работать  в дальнейшем по развитию умения правильного оценивать себя и других

Благодарю всех за работу на уроке.

   Домашнее задание

Учитель организует запись домашнего задания

-прочитать параграф 4,

-подготовить вопросы, на которые бы вы хотели получить ответы,

-выучить термины.

Приложение 2

КАРТОЧКА 1

Подготовь ответ на вопрос: «Почему благодаря реформам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия?» Для этого вспомни:

-        Кем был Солон?

-        Как он поступил с должниками?

-        Как изменились права демоса?

-        Что такое Народное собрание?

-        Сделай вывод.        

        

Примерный ответ учащегося

(Солон был политиком, поэтом и мудрецом Афинского государства! В 594 г. до н. э. он начал свои реформы в этом государстве. Первым делом он освободил всех должников от кабалы - долгового рабства. Все граждане государства стали участвовать в выборах главного органа власти и судей, могли присутствовать на любых судебных заседаниях Таким образом, реформы Солона заложили основы демократии, т. с. власти демоса.)

                 

 КАРТОЧКА № 2

1. Определите, кто из деятелей Афинского государства мог бы сказать о себе такие слова: «Поверьте, мне было нелегко... Все, все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от 'камней, лишивших многих сна и покоя, но те же люди добавляли, что я остановился на полпути, не доведя дело до конца. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упреки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь! А как считаете вы?»

Примерный ответ учащихся:

(Солон. Его реформами были недовольны как аристократы (он лишил их дешевой рабочей силы, запретив долговое рабство, и усилил роль народного собрания), так и бедняки (Солон не произвел передела земли). Несмотря на ограниченный характер реформ, Солон заложил основы афинской рабовладельческой демократии.)

2. В древности греки плавали главным образом вдоль берегов и избегали выходить в открытое море. Для объяснения этого факта есть несколько причин. Какие причины назовете вы?

Примерный ответ учащихся

(Греческие мореходы предпочитали плавать вдоль берегов, поскольку корабли были небольшими, плавание в открытом море, где негде было укрыться во время шторма, опасным; в пасмурную погоду при отсутствии компаса ориентироваться было очень сложно. Кроме того, небольшой размер кораблей не позволял брать много запасов пищи и пресной воды.)

   

 

КАРТОЧКА 3

1. Найди ошибки:

Солон много сделал для того чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. Отныне архонтом мог стать бедный человек (не знатный, а лишь обладающий богатством). Для решения мелких распрей и дел (важнейших государственных дел) стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне, которые назывались демосом (гражданами).

Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьей.

Выслушав обвинителя, обвиняемого и  свидетелей судьи приступали к открытому (тайному) голосованию. Они поднимали таблички с решением – «оправдан» либо «виновен» (Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный – обвинение, белый – оправдание).

Приложение 3

Сравнительная таблица Афин и Спарты в полном виде

Линии сравнения

Афины

Спарта

Население

Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос).

Спартанцы и илоты (рабы)

Занятия

Садоводство, Мореплавание

 Виноградарство

 Скотоводство (овцы, козы)

Основные занятия ремесло и торговля.

 

Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).

Управление

Закладываются основы демократии.

Власть немногих (спартанцев).

Приложение 4

Работа с историческим документом

«Ученые выяснили, что все у спартанцев было одинаковым - пища, посуда, одежда. Чтобы спартанцы не копили богатств, были запрещены золотые и серебряные монеты. Деньгами служили железные прутья. Они были неудобными, тяжелыми и непрочными: их нарочно держали в уксусе, чтобы железо стало хрупким.

Спартанцам не разрешалось заниматься ни сельским хозяйством, ни ремеслом, ни торговлей. Почти все время они проводили вместе в подготовке к войне, в походах и сражениях. Они даже питались вместе. Основными блюдами были: чёрная похлёбка, которую остальные греки считали несъедобной, овощи, сыр, принесённая с охоты дичь, рыба. Однажды в Спарту после победы вернулся знаменитый полководец. Он послал за своей долей пищи, желая пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафовали.

Спартанцы никогда не расставались со своим оружием. Спарта напоминала военный лагерь, осажденный врагами. Этими врагами были, прежде всего, илоты.»

                

Какое занятие у спартанцев было самым главным?

СЦЕНКА «Воспитание в Спарте»

Автор: Греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Юных спартанцев учили говорить кратко, давать точные ответы, что получило название лаконичная речь по названию области Лакония. Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато мальчики и девочки напряженно занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики часами разучивали под звуки флейты военные песни, с которыми спартанцы шли в бой.

Спартанец: я должен отнести наших близнецов к  старейшинам.

Спартанка: Как уже, ведь они лишь 2 дня как появились на свет, неужели тебе их не жаль?

Спартанец: Ты же знаешь, что от меня ничего не зависит. Уходят.

Автор: Старейшины тщательно осмотрели обоих малышей и вынесли свое решение. Первого мальчика признали здоровым и сохранили ему жизнь, сказав, что из него вырастет хороший воин. А второго мальчика призвали хилым, нашли на его теле какие-то непонятные пятна  и вынесли решение сбросить его в пропасть.

Автор: прошло 7 лет

Спартанка завтра нашему сыну исполняется  7 лет, последнего мальчика отберут у нас и он начнет свою жизнь, будет находиться при отряде, не  мы, а государство будет его воспитывать

Спартанец: ну и что он не один такой все мальчики проходят через это, все мальчики так растут отдельно от родителей. Детей обучают стойко переносить неудобства и лишения: пусть сейчас они бегают полуголыми и необутыми, спят на подстилках, которые сами себе готовят, ломая голыми руками тростник, мало едят, сами учатся доставать себе пищу, но это их закалит и сделает сильными воинами

Спартанка: но ему не будет хватать еды и он, как и другие будет красть  ее в чужих огородах, кладовых и даже в храмах. А если он попадется, его изобьют плетью, а вдруг…. Я не перенесу еще одну потерю

Спартанец: наказывают не за то, что украл, а зато, что неумело своровал и попался. Наш сын умен и хитер, он никогда не попадется, не опозорится сам и нас не опозорит, будет хорошим воином – настоящим спартанцем.



Предварительный просмотр:

1. Что собой представляло войско фараона?

2. Как были устроены колесницы и какую роль они играли в сражениях?

3. Найдите на карте и расскажите о походах фараонов?

4. Проверка таблицы

Для фараона

Для вельмож

Для простых воинов

Захваченные территории

Богатства

Рабы – бесплатная рабочая сила

Укрепление власти

Награды фараона

Новые земли

Пленники-рабы

Богатства

Тяготы походной жизни

Раны в сражениях, смерть

Оторванность от дома

Небольшая добыча

Запущенные хозяйства

Тема урока: «Религия древних египтян» (сл. 1).

План:

  1. Боги и жрецы
  2. Древнеегипетские боги
  3. Миф об Осирисе и Исиде
  4. «Царство мертвых»

1. Боги и жрецы. Что такое религия? Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Наряду с этим у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.

Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы (сл. 2) - «жилища богов» - строились из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились: тростник сгнил, а глина рассыпалась. Позже храмы стали строиться из камня, они напоминали дворцы. Развалины этих храмов можно видеть и в наши дни.

При храмах находились жрецы (сл. 3), или «служители богов», как они себя называли. «Только нам, - говорили жрецы, - боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам – несите в храм жертвы!» Фараоны дарили храмам сады и пашни, золото и серебро, многочисленных рабов. Подарки делались богам, будто бы обитавшим в храмах. Распоряжались же ими жрецы. Жрецы были богаты и могущественны, потому что египтяне верили, что они говорят от имени самих богов.

2. Древнеегипетские боги. Земледелие в Египте было главным занятием, и египтяне очень быстро поняли, что обильные урожаи невозможны без солнечных лучей. Поэтому они стали искать ответы на вопросы; что такое солнце? Почему бывает восход и заход солнца? Не зная того, что солнце - раскаленное небесное тело, египтяне решили, что - это бог (сл. 4).

Давайте прочитаем об этом в учебнике (с. 52, п.2).

Египтяне изображали бога земли по имени Геб (сл. 5) в виде человека с головой змеи: ведь змея – самое «земляное» животное. Небо они представляли себе в виде изогнутой над землей женской фигуры - легкой и воздушной: кончиками пальцев богиня неба Нут опирается о землю. Иногда ее представляли огромной коровой; её тёмное тело усеяно звёздами.

Вначале Земля и Небо были нераздельны: Нут была женою, а Геб – мужем. Каждый вечер Нут рожала звёзды. И всю ночь они плыли по её телу, до края неба. А рано утром, когда появлялся Амон-Ра, Нут проглатывала всех своих детей. Геб гневался на супругу. Кончилось тем, что Геб и Нут стали жить раздельно: высоко поднялось небо над землёю.

Особым уважением пользовался бог мудрости Тот (сл. 6) – у него голова птицы ибиса с длинным клювом. Это он научил людей читать и писать. Богиня Бастет (сл. 7) – гибкая чёрная кошка – покровительница женщин и их красоты.

3. Миф об Осирисе и Исиде. Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года. 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.

Миф об Осирисе и Исиде (сл. 8). Некогда царем в Египте был бог Осирис. Добрый Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса – Сет (сл. 9) был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал Осирису и ненавидел его. Однажды Сет явился на пир в царский дворец (сл. 10). Слуги несли за ним роскошный гроб, украшенный изображениями и надписями. «Кому этот драгоценный гроб придется впору, - сказал Сет, - тому и достанется!» Гостей не удивил подарок: египтяне смолоду готовились к жизни в «стране мертвых». Один за другим гости ложились в гроб, но он был слишком велик для них. Настала очередь Осириса. Едва он лег на дно деревянного ящика, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер. Горько плакала верная жена Осириса – богиня Исида (сл. 11). Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына – бога Гора (сл. 12). Когда Гор возмужал (сл. 13), он решил отомстить Сету за смерть Отца. Гор вступил с ним в единоборство и  в  жестокой  схватке одолел противника. Долго искала Исида в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса (сл. 14, 15) И вот каждый год, как верили египтяне, Осирис будто бы умирает и воскресает вновь. Какое ежегодно повторяющееся явление природы отражено в сказании об Осирисе? В Египте самое трудное время года – засуха в мае-июне. Египтяне верили, что тогда и умирает Осирис. Но вот разлились воды Нила, зазеленели поля и деревья – это снова ожил Осирис.

 Воскрес бог, но не захотел остаться на земле. Стал он царем и судьей в «стране мертвых», а Гор – покровителем земных фараонов. Исида же стала защитницей всех жен и матерей.

Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?

Вывод: В мифе говорится о том, как Осирис научил людей земледелию, разведению винограда, ремеслам. Коварство Сета, его стремление занять престол говорит о борьбе за власть, междоусобных войнах между правителями государств.

В этом мифе отражены представления людей о загробной жизни. В качестве подарка Осирису был преподнесен гроб. Трудно представить нашу реакцию в подобном случае. Для древних египтян же такой подарок считался самым лучшим, т. к. к загробной жизни люди готовились еще при жизни.

В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства).

4. «Царство мертвых». «Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона» (сл. 16). Справа на троне сидит сам царь и судья в царстве мертвых. На голове Осириса корона фараона. Крайний слева - умерший. Его привел сюда и крепко держит за руку бог мертвых - Анубис с головой шакала (сл. 17). Умерший боится, он не знает, продолжится ли его жизнь в царстве Осириса или сожрет его страшное чудовище - лев с головой крокодила. Умерший должен оправдаться на суде. «Я не делал зла. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не крал. Я не лгал. Я не был причиной слёз. Я не поднимал руку на слабого. Я не завидовал. Я не сквернословил. Я не говорил дурного о царе. Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист, я чист!.» Слова умершего записывает бог Тот с головой птицы ибиса. (Тот почитался как изобретатель письменности и как бог справедливого суда.) Показания умершего проверяют: на одну чашку весов кладут его сердце, на другую - фигурку богини Правды Маат. Если сердце и правда весят одинаково, умерший остается в царстве Осириса.

Давайте еще раз обратимся к клятве. Многое, что считалось дурным поступком в Древнем Египте, считается таковым и сейчас.

Но для существования в «царстве мёртвых» человеку нужно тело, в которое могла бы вновь вселиться его душа. Поэтому египтяне очень заботились о сохранении тела умершего. Его высушивали, пропитывали смолой и обматывали тонкими бинтами – оно превращалось в мумию (сл. 18). Затем мумию клали в гроб – саркофаг, на котором писали заклинания и изображали богов. Гробница, где стоял саркофаг, считалась домом покойного.

Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца (сл. 19). Они верили, что Амон-Ра – царь среди богов, а его сын, фараон, - царь среди людей, населяющих Египет. Без фараона, так же как без Солнца, невозможна жизнь на Земле. Разливы Нила происходили регулярно в определённое время года, но египтяне говорили, что разлива не будет, если фараон не прикажет реке разлиться. Всё должно подчиняться воле фараона – не только люди, но и сама природа.

Д.з. §10, подготовить сообщение о любом древнеегипетском боге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...