Методические рекомендации по применению дидактических игр
методическая разработка

С древности игра использовалась как средство обучения детей. В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне ее ему кажется очень трудным и неинтересным. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок - это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.

Педагоги понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Наверно, игра, поэтому в истории развития педагогических систем, была связана с образовательными задачами. Развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Например, в педагогике Фребеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов, в системе   О. Декроли, например, игры использовались как образовательное средство. Исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы обучения.

В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которые сосредоточить внимание не удаётся. Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической  игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим  из задач обучения и  воспитания  и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребёнка с привычной и делает менее заметным для ребёнка переход к серьёзной учебной работе.

Этапы организации дидактических игр на уроках русского языка

Представленные дидактические игры для уроков русского языка по разделу «Орфография» могут применяться на различных этапах урока: этапе актуализации, словарно-орфографической работы, закреплении, развитии умений и совершенствовании навыков, обобщении. Также некоторые игры могут выступать самостоятельным заданием на   повторительно-обобщающем уроке.

 Организация дидактических игр на уроках русского языка осуществятся в трёх направлениях:

- подготовка к проведению дидактической игры;

- проведение дидактической игры;

- анализ дидактической игры;

 В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;

- углубление и обобщение знаний;

- развитие сенсорных способностей;

- активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речь);

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям в воспитании и обучении детей определенной возрастной группы;

- отведение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

- определение количества играющих;

- подготовка необходимого дидактического материала;

- подготовка к игре самого учителя (он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой);

- подготовка к игре детей (обогащение их знаниями, представлением о предметах и явлениях окружающей жизни необходимыми для решений игровой задачи.).

    Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

- объяснение хода и правил игры;

- показ игровых действий, в процессе которого учитель учит детей правильно выполнить действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

- определить роль учителя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

- подведение итогов игры.

 Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему.

Основные условия проведения дидактической игры:

1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

2. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, лёгкость, непринужденность.

4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.

6. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий учителем в учебно-воспитательном процессе.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»

В данной статье рекомендуется применение  игровых технологий  в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий  с использованием и...

Методические рекомендации по применению презентации по математике "Стоимость единицы товара". ПНШ. 4 класс

Презентация по математике "Стоимость единицы товара". Данная презентация предназначена для использования на уроке по математике к УМК "Перспективная начальная школа"...

Методические рекомендации по применению наглядных средств обучения в начальной школе

В данной статье разработаны рекомендации к использованию наглядных средств на уроках в начальной школе....

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках

В данном материале даны методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в на...

Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения

Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с нарушениями зрения...

Методические рекомендации по применению интерактивных заданий, расположенные на образовательном портале LearningApps.org. для повышения предметных математических результатов по теме «Решение уравнений» в 1 классе

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: на сегодняшний день существуют затруднения у обучающихся 1-го класса в решение уравне...