Технология ТРИЗ в детском саду
презентация к уроку

Наумова Диана Михайловна

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является –
Развитие творческих способностей ребёнка. 
Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология ТРИЗ в детском саду. Подготовила: воспитатель Наумова Диана Михайловна

Слайд 2

«Малые умы интересуются необычным, а великие – самым обычным» Эльберт Хаббард .

Слайд 3

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является – Развитие творческих способностей ребёнка. Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!

Слайд 4

Теория - Решения - Изобретательских - Задач Т Р И З

Слайд 5

ТРИЗ Эта теория была придумана советским изобретателем, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером , Михаилом Наумовичем Шустерман . Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Слайд 6

Основные методы ТРИЗ Метод проб и ошибок. Метод фокальных объектов. Морфологический анализ. Мозговой штурм. Метод контрольных и наводящих вопросов. Синектика . Системный анализ. Метод противоречий. Метод борьбы с психологической инерцией. Оператор РВС. Метод моделирования маленькими человечками. Вепольный анализ. Ресурсы. Функционально-стоимостный анализ(ФСА)

Слайд 7

Что нам дает использование технологии ТРИЗ? Развитие творческого мышления. Развитие логического мышления. Развитие воображения. Развитие внимания. Развитие речи.

Слайд 8

В каких образовательных областях можно использовать элементы ТРИЗ. Познавательно-речевом развитии. Коммуникативно-личностном развитии. Художественно-эстетическом развитии. Физическом развитии.

Слайд 9

Цель ТРИЗ Не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Слайд 10

ТРИЗ для дошкольников Это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Все занятия и игры предлагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Слайд 11

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Слайд 12

Основные функции ТРИЗ Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов. Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых) Развитие качеств творческой личности.

Слайд 13

Принципы построения занятий по ТРИЗ Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Оптимальная формула организации обсуждения проблемных ситуаций « мозговой штурм». Системный подход (все в мире взаимосвязано, и в любое явление должно рассматриваться в развитии). Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, системно-схематичной наглядности). Обязательная активизация творческого воображения.

Слайд 14

Что дает творчество ребенку? Возможность проявить себя. Стремление получать новую информацию об окружающем. Развиваем потребность в познавательной деятельности. Дает возможность созидать, творить. Способствует развитию аналитических способностей. Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Слайд 15

Основные этапы методики ТРИЗ «Поиск сути» Перед детьми становится проблема(вопрос), который надо решить и все ищут разные варианты решения, то, что является истиной. «Тайна двойного» выявление противоречий «Хорошо-плохо». Например: солнце-это хорошо и плохо. Хорошо-греет, плохо-может сжечь.

Слайд 16

Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок) Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия - складной зонтик.

Слайд 17

ТРИЗ и развитие речи детей. Дидактические принципы. Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами(не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо разные варианты решения. Принцип обратной связи – воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Слайд 18

Принцип идеальности - творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, чтобы позволять максимально использовать возможности, знания и интересы детей. Принцип деятельности - в любое творческое задание включать практическую деятельность. Принцип приросообразности обучения – обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире, т.е. учет возрастного и индивидуального подхода.

Слайд 19

Игры и упражнения «Поиск аналогов» – необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных по различным существенным признакам. Например: мяч-яблоко(форма), заяц(скачет)… «Поиск противоположного объекта» - необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных Например: снег-шерсть ( холодный-теплый ), уголь( белый-черный ), металл( легкий-тяжелый ), камень ( мягкий-твердый ). «Хорошо-плохо» – берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных его сторон. «Выбери троих» – из пяти случайных слов нужно выбрать три и рассказать для чего они нужны и как могут взаимодействовать.

Слайд 20

«Поиск общих признаков» – берется два объекта, далеко стоящих друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них, как можно больше общих признаков. «Да - Нет» - игроки разгадывают «тайну», заданную ведущим. Для этого игроки задают ведущему вопросы в такой форме, чтобы он мог ответить «ДА» или «НЕТ». «Что умеет делать?» – Ведущий называет объект. Дети должны определить, что умеет делать объект или , что делается с его помощью. « Складушки – вычиталки » Белка + осень = запасы Дерево – лист = осеннее дерево Небо + вода = дождь Огород + тепло = урожай

Слайд 23

Преимущества методов ТРИЗ - активизация познавательной деятельности детей; создание мотивационных установок на проявление творчества; создание условий для развития образовательной стороны речи детей(обогащение словарного запаса, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами; формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Слайд 24

Положительные стороны ТРИЗ У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности; ТРИЗ помогает формировать диаметрику логику, способствует продолжению застенчивости, радости. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в детском саду

Как и любая технология, педагогическая предстовляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделыв...

Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...

Технология организации театрализованных игр в детском саду.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими змоционально - чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально - положительное отношение ...

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования...

ТЕХНОЛОГИЯ "ТУРИЗМ В ДЕТСКОМ САДУ"

Создание здоровьесберегающей модели, направленной на становление здоровой, творческой, интеллектуальной, духовной, физически развитой личности воспитанников....

ТРИЗ в детском саду

Триз-теория изобретения изобретательских задач. Главное в ТРИЗ-формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, развивать фантазию детей и научить их мыслить. Здесь в...

ТРИЗ в детском саду

Рекомендации для родителей по использованию ТРИЗ для дошкольников....