Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе, современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов и успешно реализуется при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form.odt24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира

        Формирование  информационной грамотности на уроке «Окружающий мир» предполагает: активизировать познавательную деятельность школьников младших классов;  формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам и  информационным ресурсам. Это  повышает интерес детей к обучению и делает процесс обучения увлекательным, интересным и запоминающимся. Мой опыт показывает, что уроки «Окружающего мира», расширяют возможности творчества, как учителя, так и школьников младших классов, повышают интерес к предмету, стимулируют освоение учениками новейших достижений в области ИК- технологий, что ведёт к интенсивности процесса обучения.

        Информационная грамотность – это способность и умение самостоя-тельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуни-кативных информационных технологий. Для эффективной жизнедеятельности человеку необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Обучение данным навыкам начинается в младшем школьном возрасте и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

        Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Высокий уровень развития познавательных УУД есть результат эффективной работы по формированию у обучающегося информационной грамотности.

        Для формирования информационных умений необходимо, чтобы в учебно-методическом комплекте присутствовал материал, который с первых дней обучения детей в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо работать с информацией: вычленять её, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебника носили информативный характер. В связи с этим особую значимость приобретает формирование информационной грамотности на предмете «Окружающий мир».

        Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования информационной грамотности младших школьников. Организация внеурочной работы учащихся служит продолжением урочной деятельности и предполагает участие всех учащихся. Внеурочные работы  проводим в учебном кабинете, в парке,  в музеях нашего города. Большое внимание  уделяем проектной  деятельности, которая способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной. Она же  включает  учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

        Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику  работать с разнообразными источниками информации. Проектная деятельность носит как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер. Исследовательская проектная деятельность младших школьников, с учётом их возрастных особенностей, может быть в большей мере ориентирована на  организацию самостоятельных исследований по изучению флоры и фауны, полезных ископаемых и пород своего региона, проведение различных наблюдений,  выявление влияния  человека на природу, знакомство с  историей и культурой своего края.  Включение членов семьи в совместную деятельность расширяет возможности источников информации -  рассказы взрослых, походы, экскурсии.

        Формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, предъявляемыми к школе, современными подходами к обучению и воспитанию учащихся младших классов и  успешно реализуется при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках окружающего мира

Читательская компетентность — совокупность знаний, умений инавыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовыватьинформацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ееиспользоват...

Формирования читательской грамотности младших школьников на уроках окружающего

Приемы работы с научно-познавательными текстами на уроках  окружающего мира  как  способ формирования читательской грамотности младших школьников....