Выступление на заседании ММО. Тема выступления: «Обучение решению математических ребусов»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мишнева Елена Владимировна

       Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.

На уроках математики решение ребусов имеет творческий характер. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mishneva_e.v._vystuplenie_na_mmo_31_oktyabrya.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на заседании ММО

Тема выступления: «Обучение решению математических ребусов»

Мишнева Е.В., учитель высшей категории МБОУ «СОШ №5 с УИОП г. Шебекино Белгородской области»

             Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких-либо способностей человека. Таких детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.                                                                                                                                                                Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.                                                                                                                                               

Для того чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал  мы на  уроках математики и во внеурочной работе по предмету   используем занимательный материал:

  • творческие задания
  • нестандартные задачи
  • задачи в стихах
  • задачи- шутки
  • задачи-смекалки
  • задачи-головоломки
  • дидактические игры
  • математические фокусы
  • ребусы

   Тема моего выступления «Обучение решению математических ребусов», поэтому я остановлюсь на ребусах.

       Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов. Ребусы зародились в 15 веке во Франции, в Россию они пришли в 1845 г. Слово «ребус» произошло от латинского слова, что в переводе означает – вещь, предмет.

       На уроках математики решение ребусов имеет творческий характер. Их можно использовать на разных этапах урока: в начале урока, в ходе изложения нового материала, для закрепления. Это удобно и для учителя, и для учащихся - разряжается напряженный ритм работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха, повышается активность учащихся.

       Все задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.
В основу ребусов могут быть положены ключевые понятия и термины одной определенной темы. Решение ребусов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.

       На уроках математики (впрочем, как и на других предметах), а также во внеклассной работе, ребусы играют не только роль развлекательного момента, но и помогают развивать мышление и творчество, так необходимые для успешного изучения предмета.

Решению ребусов детей нужно учить.

 Чтобы расшифровать ребус ребята должны знать правила:

  • Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков. Например: слово «семья» можно изобразить, написав цифру 7 и букву Я, и поставить между ними знак «+».
  • Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот. Например: вместо слова «нос» получается слово «сон»
  • Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву. Например: из слова «муха» получается слово «уха».
  • Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву. Например: из слова «стол» получается слово «сто».
  • Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным.
  • Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги. Например: если внутри буквы «о» изобразить цифру 7, то получится слово «восемь».
  • Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета. Например: изобразив зачеркнутую букву «к» около рисунка крота, получим слово «рот»
  • Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять. Например: Если над изображением лука стоит «у = а», следует читать «лак» 
  • Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове. Например: если над изображением куста поставить цифры 3,4,2,1, получится слово «стук»

Составляя с детьми ребусы, мы учитываем правила и требования к ребусам:

  1. Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Неоднозначность ответа должна оговариваться в условиях ребуса. Например: «Найди два решения этого ребуса».
  2. Загадываемое слово или предложение не должно содержать орфографических ошибок.
  3. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть оговорено в условиях ребуса (например: «Отгадай причастие»).
  4. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: «Отгадай пословицу»).
  5. Ребус должен составляться слева направо.

   Ребус, как и любая логическая игра, чрезвычайно полезен для развития высших психических функций. Решая ребус, ребёнок тренирует внимание, совершенствует мыслительные процессы, знакомится с элементами фонетического анализа слов.

К сожалению, сделать ребус естественной и регулярной частью занятий не так легко. Можно самостоятельно составить ребус, но это серьёзные затраты времени, даже если вы с лёгкостью анализируете и шифруете слово, только на подбор картинного материала могут уйти часы.

Изменить ситуацию способен генератор ребусов – очень простой в использовании онлайн-ресурс. Сервис русскоязычный. Его адрес: https://rebuskids.ru/create-rebus . 

Генератор ребусов позволяет зашифровать слово по правилам составления ребусов на русском, английском и французском языках. Для создания ребуса выберите язык и введите слово, для которого Вы хотите получить зашифрованное изображение. Составленный ребус можно скачать в виде картинки и распечатать. Если ребус вам не подходит, его можно создать заново.

Кроме генератора ребусов сайт обладает большим количеством готовых загадок, логических игр. А также на сайте можно узнать историю появления ребусов, правила разгадывания и составления ребусов.

Учащиеся с интересом втягиваются в увлекательный процесс составления ребусов, эти задания пробуждают интерес к учебному труду и развивают интеллект учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА. Тема опыта. «Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА.Тема опыта.«Обучение решению орфографических задач на уроках русского языка в системе развивающего обучения»...

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО Тема: Методика обучения русскому языку в ОС «Школа 2100»

Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № : с уиоп, Г.О.Подольск, мкр.Климовск...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....

МАСТЕР-КЛАСС «Нестандартные подходы обучения решению математических задач»

Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средств...

Презентация к мастер-классу "Нестандартные подходы обучения решению математических задач"

Данная презентация используется при проведении мастер-класса "Нестандартные подходы обучения решению математических задач" для учителей начальной школы....

«Обучение решению математических ребусов», презентация

Ребусом называют задачу, в которой какой-нибудь текст зашифрован с помощью рисунков - изображений тех или иных предметов.Решению ребусов детей нужно учить. Чтобы расшифровать ребус ребята должны ...