Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс)

Болдина Ольга Николаевна

Адаптированная

рабочая программа по учебному предмету

«Математические представления»

для детей с тяжелой умственной отсталостью 

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1kl_matem._predstavleniya.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санталовская средняя школа»

Ясногорского района Тульской области

Адаптированная

рабочая программа по учебному предмету

«Математические представления»

для детей с тяжелой умственной отсталостью  

1 класс

2019

   

Аннотация

Наименование дисциплины

Математические представления

Краткое описание программы

Рабочая программа по предмету:   математические представления составлена на основе ФГОС НОО ОВЗ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями / Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г., № 1599.

Примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

Количество часов определено в соответствии с календарным учебным графиком на 2019-2020 учебный год.

  Класс

Кол-во часов

УМК предмета, курса

Общее кол-во часов

Контрольных работ

Практических работ

1

66

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

- учиться работать по предложенному учителем плану.

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность

- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

- подражать действиям, выполняемыми педагогом

Предметные результаты

- уметь различать предметы по форме, величине;

- умение различать части суток;

- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

- умение пересчитывать предметы;

- умение ориентироваться в схеме тела

- умение ориентироваться в пространстве и на плоскости;

- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)

- умение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности;

- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;

- узнавать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат;

- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой;

- умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

2.Содержание учебного предмета

Количественные представления

Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств

(«один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).

Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).

Представления о форме

Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с

названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар –

круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической

фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).

Представления о величине

Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного

ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине.

Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте.

Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.

Пространственные представления

Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве

(«близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном

направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая

сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление

ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.

Временные представления

Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера»,

«сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса,

четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.

3.Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Планируемые предметные результаты

Виды деятельности

1. Формирование временных представлений (11ч)

1

День-вечер-ночь

1

Умение различать день-ночь

Проявлять интерес и желание к познанию окружающего мира.

2

День-вечер-ночь

1

Умение различать день-ночь.

Участвовать в игре по постройке предложенной учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол и т. п.).

3

Части суток

1

Умение различать части суток

Определять части суток по признакам: деятельность человека

4

День-вечер-ночь. Части суток

1

Умение различать части суток.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

5

Режим дня

1

Умение соотносить действие с временными промежутками

Выполнять действия в соответствии с режимом дня.

6

Режим дня

1

Умение составлять и прослеживать последовательность событий

Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

7

Комплекс утренней гимнастики. Режим дня

1

Умение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий

Удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

8

Ночной режим

1

Умение соотносить действие с временными промежутками

Уметь раскладывать картинки с частями суток по порядку.

9

Ночной режим. Правила отхода ко сну.

1

Умение различать день-ночь. Умение соотносить время с началом и концом деятельности.

Уметь выбирать соответствующую картинку, где нарисована ночь.

10

Закрепление по теме. Занятие «Покажи, что ты делал днем, вечером»

1

Умение соотносить время с началом и концом деятельности.

Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

11

Закрепление по теме. «Покажи, что ты делал ночью»

1

Уумение соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий

Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

2. Формирование количественных представлений (10ч)

1

Знакомство с понятием «один» и «много»

1

Умение различать множества (один – много); умение пересчитывать предметы

Уметь соотносить количество

(один стул-сядет один мальчик.

Много стульев-сядут много мальчиков)

2

Знакомство с цифрой 1

1

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.

Уметь определять один и много предметов на основе предметно – практических действий

3

Один-много. Цифра 1.

1

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Участвовать в играх с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик

4

Один-много. Цифра 1.

1

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

5

Много. Выполнение различных действий: один — много хлопков.

1

Умение различать множества (один – много);

Уметь показывать жестом

(разводит руки широко в стороны –много листьев)

6

Много. Выполнение различных действий: один — много хлопков.

1

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.

Умеет набрасывать кольца на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: одно –много колец.

7

Мои игрушки

1

Умение пересчитывать предметы

Переносить с одного места на другое бытовые предметы

8

Мои игрушки. Цифра 1.

1

Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

9

Счет предметов. В гостях  у лесовичка в лесу.

1

умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Выбирает предметы из множеств. Уметь брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному.

10

Посчитаем, сколько шишек и найдем цифру 1

1

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Играть с предметами и объектами контрастного размера: большая шишка — маленькая шишка, полный стакан — пустой стакан (банка, миска и др.).

3. Формирование представлений о величине (11ч)

1

Большой-маленький

1

Умение сравнивать предметы по величине

Уметь ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов

2

Длинный- короткий

1

Умение сравнивать предметы по длине

Уметь различать предметы по величине: длинный - короткий.

3

Большие и маленькие игрушки

1

Уметь различать предметы по форме

Умеет показывать и выделять из ряда предметов большие и маленькие.

4

Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения

1

Уметь различать предметы по форме, величине

Определять с помощью метода наложения величину длинный-короткий.

5

Я большая, а ты маленький

1

Уметь различать предметы по величине

Уметь сравнивать друг друга по росту. Активизировать в речи слова:      Я-большая, а Денис маленький

6

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента

1

Умение штриховать и обводить предметы

Уметь удерживать карандаш, проводит большие и маленькие линии

7

Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы

1

Умение сравнивать предметы по размеру и росту

Уметь выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом.

8

Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы

1

Умение сравнивать предметы по размеру и росту

Уметь выбирать и подбирать одежду для куклы в соответствии с её ростом.

9

Постройка башни

1

Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах

Уметь ставить кубик на кубик, захватывать кубики правой рукой.

10

Выделение «короткий - длинный» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности

1

Уметь различать предметы по форме, величине

Уметь объединять одинаковые(по цвету, величине) предметы в предметные множества.

11

Длинный мост, короткий мостик

1

уметь различать предметы по длине

Уметь выделять один предмет из множества, отвечает на вопросы «сколько»? словами один- много. Уметь сравнивать предметы по длине.

4. Формирование представлений о форме (12ч)

1

Круг

1

Узнавать и называть геометрическую фигуру – круг

Уметь соотносить и дифференцировать круг

2

Квадрат

1

Узнавать и называть геометрическую фигуру –квадрат;

Узнавать квадрат в окружающем пространстве.

3

Маленькие и большие квадраты

1

Сравнивать геометрические фигуры по форме

Уметь подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

4

Маленькие и большие квадраты

1

Сравнивать геометрические фигуры по форме

Уметь подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

5

Предметы, похожие на круг, квадрат

1

Различать предметы, имеющие форму круга и квадрата

Узнавать и называть фигуры –круг, квадрат.

6

Предметы, похожие на круг, квадрат

1

Различать предметы, имеющие форму круга и квадрата

Уметь находить в окружаю щей обстановке мяч, прокатывать  мяч по столу.

Уметь находить в окружаю щей обстановке кубик.

7

Раскрашивание круга, квадрата

1

Умение штриховать и закрашивать фигуры

Находить желтый круг, дорисовывать лучики

(солнце)

8

Раскрашивание круга, квадрата

1

Умение штриховать и закрашивать фигуры

Выбирать по требованию учителя соответствующий карандаш, раскрашивать форму квадрата, не выходя за его контур.

9

Обведение квадрата по контуру

1

Обведение по контуру

Обводить форму квадрата по опорным точкам,  не отрывая руки при обводке

10

Обведение квадрата по контуру

1

Обведение по контуру

Обводить форму квадрата по опорным точкам,  не отрывая руки при обводке

11

Штриховка квадрата

1

Умение штриховать  предметы

Уметь  выполнять штриховку квадрата в разных направлениях.

12

Штриховка квадрата

1

Умение штриховать  предметы

Уметь  выполнять штриховку квадрата в разных направлениях.

5. Формирование пространственных представлений (12ч)

1

Вверху-середина-внизу

1

Умение ориентироваться в пространстве

Уметь поднимать руки вверх, вниз.         Я большая (руки вверх, я маленькая руки вниз  с приседанием)

2

Вверху-середина-внизу

1

Умение ориентироваться в пространстве

Последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

3

Разложи игрушки по полкам

1

Умение ориентироваться в пространстве

Уметь ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи

4

Разложи игрушки по полкам

1

Умение ориентироваться в пространстве

Уметь ориентироваться в пространстве, использовать изученные понятия в речи

5

Разложи одежду по полкам

1

Умение ориентироваться в пространстве

Складывать вещи по полкам.

Показывать верх-низ

6

Разложи одежду по полкам

1

Умение ориентироваться на плоскости

Складывать вещи по полкам.

Показывать верх-низ

7

Ориентация на листе бумаги

1

Умение ориентироваться на плоскости

Уметь ориентироваться на листе бумаги. Знать цвета (желтый, зеленый)

8

Ориентация на листе бумаги

1

Умение ориентироваться на плоскости

Уметь ориентироваться на листе бумаги. Знать цвета (желтый, зеленый)

9

Ориентация на листе бумаги. Штриховка.

1

Умение ориентироваться на плоскости

Уметь ориентироваться на листе бумаги

10

Ориентация в классе

1

Умение ориентироваться в помещении

Уметь ориентироваться в пространстве (в помещении класса)

11

Игровые упражнения на ориентацию в классе

1

Умение ориентироваться в помещении

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

12

Счет предметов

1

умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Пересчитывать предметы

6.Формирование пространственных представлений (10ч)

1

Поровну- больше

1

Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества

Уметь искать и доставать предметы из сухого бассейна Выполнять последовательно организованные движения.

2

Игровые упражнения «Поровну- больше».

1

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов

Ориентироваться в пространстве с помощью игровых упражнений

3

Разложи игрушки

1

Умение ориентироваться в помещении

Выполнять  последовательно организованные движения.

4

Игровые упражнения «Разложи игрушки»

1

Умение различать, сравнивать и множества

Умеет раскладывать игрушки по инструкции учителя.

5

Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от.

1

Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества

Ориентироваться в пространстве, используя изученные понятия в речи

6

Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от.

1

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов

Уметь определять расположение игрушек, предметов, (далеко и близко по отношению от себя).

7

Игровые упражнения на перемещение в пространстве.

1

Умение ориентироваться в пространстве

Ориентироваться в пространстве

8

Игровые упражнения на изменение положений частей тела.

1

Умение ориентироваться в схеме тела,

Иметь представления о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу, правая рука, левая рука и т. д.)

9

Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов.

1

Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества

Перемещаться в классе с предметами по заданию (по образцу и по словесной инструкции):

10

Игровые упражнения на перемещение в пространстве предметов, поровну-больше.

1

Умение ориентироваться в пространстве. Умение ориентироваться в пространстве

Анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями разв

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО первого года обучения

Рабочая программа по учебному предмету "Математические представления" для детей с тяжелой УО  первого года обучения...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью  1 класс...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант-2) 4 класс

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету«Математические представления»для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями, вариант-2)4 класс ...

Конспект занятия математические представления "Много-один" для детей с тяжелой умственной отсталостью 2 класс (2 вариант)

Конспект занятия  математические представления "Много-один" для детей с тяжелой умственной отсталостью 2 класс (2 вариант)...