Особенности работы логопеда со слепыми и слабовидящими школьниками, имеющими речевые нарушения
статья по логопедии

Соловьева Ирина Викторовна

Особенности работы логопеда со слепыми и слабовидящими школьниками, имеющими речевые нарушения

 

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей – это хорошая речь. Правильная, богатая образами речь ребенка позволяет ему легче и конструктивнее выстраивать свои отношения со взрослыми и сверстниками, ярче воспринимать и познавать окружающую действительность. Все это дает возможность всестороннему развитию личности ребенка, не только с познавательной стороны, но активно формирует психическую сторону личности. Поэтому так важно своевременно формировать речь детей и заботится о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения общепринятых норм языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы логопеда со слепыми и слабовидящими школьниками, имеющими речевые нарушения

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей – это хорошая речь. Правильная, богатая образами речь ребенка позволяет ему легче и конструктивнее выстраивать свои отношения со взрослыми и сверстниками, ярче воспринимать и познавать окружающую действительность. Все это дает возможность всестороннему развитию личности ребенка, не только с познавательной стороны, но активно формирует психическую сторону личности. Поэтому так важно своевременно формировать речь детей и заботится о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения общепринятых норм языка.

   Практически 80% детей с проблемами зрения имеют нарушения речи.  Коррекционная работа осуществляется комплексным подходом силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов.  Работа логопеда требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Логопед корректирует произносительную сторону речи, развивает речь, познавательную деятельность и активизирует двигательную сферу ребенка. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развитие проприоцептивной чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

   По определению Р.Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи слепых и слабовидящих детей  протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У таких детей  чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

По степени выраженности речевого дефекта можно выделить несколько уровней сформированности речи у детей с нарушениями зрения:

  • Наименее выраженные дефекты на первом уровне сформированности речи, отмечаются лишь единичные нарушения звукопроизношения.
  • На втором уровне у ребенка ограничен активный словарный запас, есть некоторые затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения на втором уровне  более выражены и разнообразны. Фонематический анализ не сформирован.
  • На третьем уровне отмечается недостаточность активного и пассивного словаря. Не сформирована предметная соотнесенность слов, не развиты обобщающие понятия. Связная речь аграмматична, ребенок пользуется одно-двухсловными предложениями. Звукопроизношение нарушено. Фонематический анализ и синтез не сформированы.
  • На четвертом, самом низком уровне, ребенок говорит отдельными словами, фонематический анализ и синтез не сформированы.

Таким образом, у детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искажено понимание смысловой стороны речи. Характерным признаком  является своеобразный вербализм и эхолалия на фоне ограниченного словарного запаса. Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. У слабовидящих детей отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы лексико-граматического свойства. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.

   Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими учащимися начальных классов осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.   Большое значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. В соответствии с этим комплектуются логопедические группы. Из-за специфики и сложности работы со слепыми детьми, занятия с ними значительное время проводятся индивидуально. Преобладающими являются индивидуальные занятия и с детьми, имеющими сложное нарушение речи и несформированность неречевых функций.

Коррекционную направленность логопедических занятий определяют:

  1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15-20 см) и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание использование пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок, позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении; использование по возможности реальных предметов; иллюстрированный материал максимально реальный и четкий; нельзя использовать картины с блестящей поверхностью; для раздаточного материала лучше использовать силуэтные рисунки;

2.     Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности. Неотъемлемой частью любого занятия должна быть гимнастика для глаз, которая позволяет не только снять зрительное напряжение, но и помогает в концентрации зрительного восприятия; вводятся физкультминутки;

3.     Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость внимания;

4.     Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для детей с низкой остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 см в количестве не более 8-10 шт., а объекты размером 20-25 см – не более 5 шт. одновременно. Размещать объекты следует так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись и могли быть рассмотрены по отдельности;

  1. Постоянное использование указки для уточнения; ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза;  педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям; картины вешать на уровне глаз; при фронтальной демонстрации нужно выходить к доске для лучшего рассматривания; непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.
  2. Работа логопеда с ребенком строится с учетом его дефекта, уровнем развития и возможностей: например дети со сходящимся косоглазием работают на доске, мольберте, подставке, чтобы материал располагался на уровне или чуть выше уровня глаз, а с расходящимся - на столе, на полу в горизонтальной плоскости.

   Важнейшим звеном всей системы коррекционной работы является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия.

При организации коррекционной работы решаются и специальные задачи для детей с нарушениями зрения:

       обогащение зрительных представлений;

       развитие зрительно-двигательной координации;

       развитие слухового внимания, тактильного восприятия;

       стимуляция зрительно-познавательной активности;

       включение в предметно-практическую деятельность мыслительных операций;

       развитие зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, речи.

Специальные методы и приемы, используемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушением зрения:

К практическим методам и приемам логопедического воздействия относятся:

 - игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания и тактильного восприятия;

- развитие зрительного восприятия и внимания на логопедических занятиях;

 -речевые (повторение слов с поставленным звуком и др.)

-подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные;

- развивающие общую, ручную моторику;    

- творческие упражнения (предполагающие использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале), игровые упражнения (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

 -моделирование (конструирование букв из элементов, реконструирование букв). Кубики и брусочки для построения слогов, слов и предложений, а так  же отбивание такта рукой, «прошагивают», «пропрыгивают»;

 - пособие для звукового анализа слова. Используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный-гласный звук, синий-твердый согласный, зеленый - мягкий согласный. Для незрячих тактильные схемы.

К наглядным методам и приемам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, рельефных рисунков, картин, макетов, демонстрация диа- и кинофильмов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

 Пособия могут использоваться с различными целями:

-для коррекции нарушений сенсорной сферы;

-для развития фонематического восприятия; развития звукового анализа и синтеза;

-для закрепления правильного произношения звука,

-для развития лексико-грамматического строя речи;

-совершенствования связной речи, обогащение словаря;

-логопедический тренажор по коррекции речи «Дельфа 142»: найди букву, составь слово, предложение, дыхательные упражнения.

- схемы артикуляции;

-использование макета «ротовая полость» при постановке звуков (работа с незрячими детьми);

- использование тактильных пособий;

- работа с песком, пластилином;

- прослушивание записей (стихи, скороговорки, песенки, неречевые звуки);

-схемы описательного характера;

Приемы - выделение объекта, показ по схеме (целое, детали объекта, пространственное расположение). Показ внешних действий и операций при сравнительном объектов (наложение одного на другой, последовательное выделение деталей, выделение признаков, по которым предмет узнаем).

Словестные методы и приемы:

 В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.

Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

-рассказ, пересказ, беседа, объяснение,

-словесные игры;

-прием словотворчества;

- прием использования алгоритма рассказывания;

- прием составления рассказа по памяти, используя вопросы или предметы

-уточнение и распространение высказывания;

-игры-драмматизации, пальчиковый театр, куклы-перчатки;

-логосказки.

-чтение стихов, рассказов, загадок, и инструкция, не требуется развернутого объяснения, указания-докажи, подумай, расскажи

Тактильные методы и приемы:

-тактильное обследование предметов (способы обследования:

обследование предмета-ознакомительное, беглое обследование. Выделение признаков предмета проводится двумя руками, не синхронно, правая поисковая функция, левая-контролирующая. При обследовании высоты-кладем ладонь сверху. При твердости-нажимаем подушечками пальцев. При объемных предметах-обволакивающие движения. При определение фактуры- постучать или поскрести пальчиком).

-дидактический материал «Развивайка», «Тактильное лото» : различение по форме, цвету;

- использование рельефных рисунков, тактильных, говорящих книг «Волшебный карандаш»;

- тактильные звуковые дорожки;

-«Волшебный мешочек» с набором игрушек,

- пескотерапия «Песчаная фантазия».

Самым важным в работе с детьми является применение специальных средств обучения :

- прибор для письма, грифель, прибор для рисования;

- тетради по Брайлю или с ярко выделенной строкой, черные чернила;

- колодка, «Буква-кубик»;

- увеличительные приборы: электронная лупа, лупа-мышь, увеличительная лупа, печатная машинка по Брайлю.

   Логопед в своей работе должен осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей. Все задания при этом должны предусматривать словесное обозначение объектов окружающего мира и их основных характеристик.

Задачей всех педагогов является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объем пассивного и активного словаря у детей с нарушениями зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Организация деятельности учителя-логопеда с обучающимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате.

Данный материал содержит методические рекомендации для учителей-логопедов по работе в сенсорной комнатес детьми с ОВЗ....

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...

Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"

В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....

Проблемы, возникающие при обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников

Из-за нарушения зрительных функций из сферы ощущений выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений, что отрицательно влияет на развитие его по...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе для слепых и слабовидящих школьников

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в да...