Игровые упражнения для развития координационных способностей у младших слабовидящих школьников на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре

Васькина Жанна Николаевна

Цель предлагаемых игровых упражнений: развитие у обучающихся 

        координационных способностей.

Задачи:

  • учить      игровым      упражнениям,       направленным       на      развитие координационных способностей;
  • улучшать показатели координационных способностей;
  • повышать у учащихся интерес к урокам;
  • воспитывать чувство товарищества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые упражнения для развития координационных способностей у младших слабовидящих школьников на уроках физической культуры

    Как известно, у детей с нарушениями зрения координационные способности развиты недостаточно. А от них тоже во многом зависит успех интеграции инвалида в общество зрячих. Одним из показателей успешности, возможно, не самым главным,        но,        несомненно, значительным, является высокий уровень адаптации к малейшим изменениям, происходящим в окружающем мире, а значит, ребёнок должен        уметь хорошо ориентироваться в пространстве, сохранять равновесие и оперативно реагировать на различные сигналы, которые подаёт окружающая среда. Слабовидящим людям приспосабливаться к изменениям обстановки гораздо сложнее, поэтому педагогу важно помочь им еще в детстве научиться преодолевать различные трудности. Развивая координационные способности ребенка, учитель на уроках  физической культуры будет помогать ему готовиться к жизни в социуме, а для этого он должен сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и поверил в себя и свои возможности, полюбил себя таким, какой он есть.

Учитель должен планировать и продумывать образовательный процесс так, чтобы вовлекать в него своих учащихся, чтобы дети уходили с урока удовлетворенными и радостными, чтобы они хотели вновь и вновь возвращаться на уроки. Только тогда мы добьёмся весомых результатов в развитии координационных способностей своих учеников.

     Педагог при работе со слабовидящими детьми, должен осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому учащемуся и грамотно регулировать физическую нагрузку с учетом его индивидуальных особенностей. Для этого необходимо знать специфику заболевания, строго соблюдать рекомендации специалистов.

   Очень важно оптимально подбирать физические упражнения, то есть делать это таким образом, чтобы они приносили только пользу, и ни в коем случае не вредили! Поэтому нужно достоверно знать, что можно выполнять ребёнку, а какие движения исключить.

Существуют некие общие противопоказания к урокам физической культуры у детей с нарушением зрения. Не допускаются следующие виды действий:

•        резкие перемещения тела;

•        поднятие тяжестей;

•        прыжки;

•        упражнения силового характера с задержкой дыхания;

•        упражнения, с напряжением зрительного анализатора;

•        упражнения головой вниз.

     А вот следующие виды действий не просто допустимы, но и очень полезны:

•        бег в медленном темпе и прогулки на лыжах;

•        упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стоп; гимнастика для глаз;

•        дыхательные        упражнения        и        упражнения        на расслабление.

        Цель предлагаемых игровых упражнений: развитие у обучающихся  

        координационных способностей.

Задачи:

  • учить        игровым        упражнениям,        направленным        на        развитие координационных способностей;
  • улучшать показатели координационных способностей;
  • повышать у учащихся интерес к урокам;
  • воспитывать чувство товарищества.

Упражнения, направленные на развитие ориентировки в пространстве.

Название и содержание

Организационно-методические указания

1

«С какой стороны звук?»

Учитель завязывает ребенку глаза (выдает тканевую повязку) и предлагает ему определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление, дойти /добежать туда, откуда исходит звук, выполнить приседание, и вернуться обратно.

«Сосредоточьтесь, чтобы четко услышать звук»

«Соблюдаем тишину в зале» При выполнении приседаний:

«Стопы прижаты к полу»

«В приседе угол в коленях 90°, то есть бедра параллельны полу»

«Колени не следует выдвигать вперед дальше носков»

«Запоминайте, кто ошибался и сколько раз»

Если обратно учащийся затрудняется вернуться, учитель подает звуковые сигналы, чтобы ребенок смог сориентироваться, куда ему идти / бежать.

В конце упражнения определить, кто оказался самым точным.

2

«Что слышишь и с какой стороны?»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать направление истоника звука.

Перед началом упражнения детям раздаются повязки на глаза, которые они потом наденут.

Начинать следует со звуков более простых, которые ребенок точно знает, с последующим усложнением.

«Вслушиваетесь в звуки, чтобы не ошибиться, кто их издает, и правильно укажите направление»

В конце определяются самые внимательные и точные ученики.

3

«Жмурки»

Учащийся закрывает глаза или надевает специальную повязку, учитель или ученик отходит   на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика, бубна).

Данное игровое упражнение лучше провдить в знакомой для ребёнка местности.

«Будьте внимательны»

«Слушайте издаваемые звуки»

«Не торопитесь» Можно проходить определенное расстояние на время, например, 5-8 метров. Выявляется самый быстрый ученик и способный точно ориентироваться в пространстве.

4

«Вверху - внизу»

Учитель называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. При названии предмета, который находится наверху (например, небо), ребенок поднимает две руки вверх и встает на носки. Если же внизу (например, яма), уче ник выполняет полуприсед.

Например: «пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея».

«Ребята, кто же окажется у нас самым точным и не ошибется? А для этого задача каждого из Вас считать, сколько раз Вы будете ошибаться, и запомнить полученное число до конца упражнения, чтобы мы смогли вы- явить учащегося, который ошибался меньше всего раз или не ошибался вовсе»

«Тянемся как можно выше»

«На носки поднимаемся выше»

«Руки прямые, ладони внутрь»

Следить за осанкой учащихся. Подвести итоги, кто сколько раз ошибся. Выявить самого точного.

5

«Оглянись вокруг»

Ученика (класс) просят, не поворачиваясь (по порядку), перечислить то, что находится справа/слева от него. После этого ребенка (или класс) поворачивают в другую сторону и задают вопрос: «Что теперь справа/слева от тебя?

Перед началом данного игрового упражнения учитель с учениками изучает, что находится вокруг них.

«Стоять ровно, не выполнять повороты туловищем»

«Спина прямая, дышите спокойно»

«Сосредоточьтесь, будьте внимательны»

«Подумайте и вспомните, что находится справа/слева от вас»

«А кто же у нас ни разу не ошибался или ошибался меньшее количество раз?»

Похвалить детей, выявить лучших.

6

«Робот» Учащиеся изображают робота, точно и правильно выполняющего команды учителя, например:

«Один шаг вперед, два приставных шага влево, наклон вправо, три шага вперед, упор присев и т.д.»

«Давайте с вами представим, что мы роботы, и наша задача передвигаться точно так же, как они, попробуем? Тогда внимательно слушайте команды»

Например, «два шага вперед, один приставной шаг влево, один шаг вперед, наклон вправо, три приставных шага вправо, выполнить полуприсед и так далее»

«Шаг выполнять точно вперед / в сторону»

«Шаги и движения выполнять точно по заданному направлению»

Следить за правильным выполнением ко манд. Выявить учащихся, которые ошибались наименьшее количество раз.

7

«Найди-ка»

Учитель или ученик прячет спортивный инвентарь. Задача, кото- рая ставится перед учеником - найти игрушку, следуя инструкции учителя или ученика.

Спортивный инвентарь: мячи разного ди метра, скакалки, массажные кольца, кубики, кегли и др.

При знакомстве с упражнением инструкцию ребёнку следует давать поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения. Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

Можно завязать глаза ребенку, и он будет искать игрушку, ориентируясь на звуковые сигналы, такие как: хлопки, бубен, колокольчик и другие.

Следить за правильным выполнением.

8

залу. Задача второй группы учеников определять, в какую сторону едет «паровозик». Затем команды

меняются ролями.

Сначала учитель может сам задать направление «паровозику», затем дети будут сами придумывать его.

Передвигаться не очень быстро, в среднем темпе, чтобы вторая группа детей смогла определять направление «паровозика».

Предложить детям издавать звук паровоза, например: «чу–чух–чу-чух».

Следить за правильным выполнением команд Вариация: можно выбрать одного водящего, который будет задавать направление

«паровозику». Дети, в свою очередь, будут в масках и ориентироваться на команды водя щего с помощью слухового анализатора..

9

«Почувствуй расстояние»

Учащимся предлагается закрыть глаза или надеть повязки, и на слух попытаться определить, в какой стороне ударился об пол мяч. При этом они указывают рукой и поговаривают, например, в каком направлении они слышали звук.

Сначала баскетбольный мяч, потом волейбольный, резиновый, мяч для настольного тенниса и другие.

«Соблюдаем полную тишину»

«Стараемся определить, в какой стороне Вы услышали звук»

«Чтобы определить, кто окажется точнее всех, Ваша задача считать количество ваших ошибок, о которых я вам буду сообщать»

Данное упражнение можно усложнить, например, поделить зал на определенные секторы, заранее проговорив о них детям и дать возможность услышать звучание мяча в каждом секторе, то есть, выполнить броски в пол, проговаривая, какой сектор. Задача детей будет, понять, в каком секторе они услышали звук и какого мяча. Глаза у детей при этом также остаются закрытыми.

Подвести итоги, определить, кто сколько раз ошибался.

Выявить, кто оказался точнее в определении

расстояния и узнавании мяча.

10

«Назови-ка»

Упражнение проводится в кругу. В центре круга стоит учитель с мячом, объясняет правила игрового упражнения: «Я буду называть предметы, находящиеся в этом зале.

Тот   из   вас,   кому   я

брошу мяч, в своем ответе должен использовать        следующие слова:                «Слева»,

«справа», «впереди»,

«сзади».

Учитель выполняет бросок мяча ученику и спрашивает: «Где стол?»

Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Впереди меня», - и выполняет передачу мяча учителю или тому, кто стоит в центре, то есть возвращает мяч обратно.

Следует выбирать достаточно крупные предметы, чтобы дети могли их с легкостью увидеть.

Учитель может называть слова: «Слева»,

«справа», «впереди», «сзади», а дети говорят, какие предметы находятся в указанном направлении.

Необходимо заранее подготовить больше

предметов, которые будут находиться вокруг детей.

  • Дверь от тебя? (Слева/справа/сзади.)
  • Сзади тебя…?
  • Конусы находятся…?

Усложнить задачу можно следующим способом: по хлопку - дети расходятся по залу, по свистку - становятся в круг, таким образом, чтобы каждый оказался не на своем месте.

В конце игрового упражнения можно сделать победителем тех учеников, которые меньше всего раз ошибались.

11

«Выполняй-ка»

Положи мяч в… (на, за), возьми мяч с… (в, из-под).

  • Куда положил мяч?
  • Где взял мяч?

Например, положите мяч на скамейку. Вы начинаете выполнять бег, добегаете до скамейки и кладете на нее мяч, затем шагом возвращаетесь обратно.

Упражнения следует подбирать, учитывая тему урока.

Можно засекать время и по окончанию определить победителей, то есть учеников, которые справятся с заданием быстрее других и без ошибок.

13

«Встань и не ошибись» Учащиеся, передвигаясь по залу, изображают названного учителем животного, например, медведя, как только слышат команду: «Встаньте между конусами» и др., дети сразу же ее выполняют.

Чередовать команды, используя различные предлоги. «Встаньте между конусом и обручем, за матами, около Лены (имя ученика, находящегося на уроке), справа от…»

В качестве усложнения упражнения, можно добавить задание. Например, дети встали между конусами, и выполнили 3 наклона вперед и другое.

Отмечаются ученики, умеющие быстро ориентироваться в пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психомотороное развитие детей младшего школьного возраста на уроках физической культуре

организация и методика проведения урока в начальной школе во многом зависят от возраста...

Роль акробатических упражнений в развитии координационных способностей учащихся младших классов

Одной из главных задач физического воспитания детей является развитие у них двигательных функций и умения управлять своими движениями. Важную роль в решении этой задачи играют упражнения на коор...

Использование соревновательно-игрового метода в обучении младших школьников на уроках физической культуры

Соревновательно — игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания младших школьников не только для начального обучения движениям или избирател...

Развитие ловкости у младших школьников на уроке физической культуры.

Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста,помогает достичь хороших результатов на уроках физической культуры. Именно это физическое качество на мой взгляд нужно развивать в ребенке с первы...

Влияние подвижных игр на развитие выносливости у младших школьников на уроках физической культуры

Начиная с рождения человек, живет среди других людей. Сначала, в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок - это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются мен...