Свободное время школьников и чтение.

Родительское собрание - это универсальная форма взаимодействия с родителями. Обсуждая с родителями проблему свободного времени школьников, приводятся факты и цифры современных исследований. Показаны условия развития читательского интереса, как одно из условий решения проблемы свободного времени школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svobodnoe_vremya_shkolnikov_i_chtenie.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на общешкольном родительском собрании: Свободное время  

                                                                                                        школьников и чтение.

Цель: актуализировать роль родителей в организации детьми своего свободного времени.

Задачи: дать понятие свободного времени;

обсудить, как проводят свободное время современные школьники;

рассмотреть чтение как занятие в свободное время.

Ход собрания

        Добрый день, уважаемые родители! Мы с вами рассмотрим  злободневную тему "Свободное время школьника и чтение"

I. Сбор мнений

Вопрос: "Что такое свободное время?"

Ответы родителей...

        Свободное время - это время (досуг), которое остаётся после выполнения обязательных дел (учёбы, работы, дел по дому). Это время, которым человек сам распоряжаешься, распределяет по своему усмотрению.

Работа в группах (каждая группа получает тему для обсуждения)

1 группа работает над темой «Как  дети понимают, что такое свободное время?».

2 группа работает над темой «А как же дети проводят свободное время?»

        Ответы родителей....

Исследования показывают, что дети понимают под свободным временем  - это отдых, веселье, время, которым я распоряжаюсь сам, это ничего не делать, отдых от учёбы, когда я гуляю с друзьями.

А вот результаты исследования среди детей о проведении ими свободного времени:

играют на улице, играют в компьютер (гаджеты), общаются с друзьями (гуляем, общаемся), проводят время с родителями (общение, посещение каких-либо мероприятий, совместный отдых), чтение.

         А почему нас, взрослых, беспокоит то, как  занимают школьники своё свободное время? И какие  эмоции у нас вызывает эта проблема?

        Ответы родителей…

        Вывод. Нас беспокоит, волнует, раздражает, возмущает, что они много, долго сидят в интернете, теряют время без пользы. Есть те, кто в свободное время нарушает правопорядок.  «А может и мой попасть в плохую компанию» - волнуются родители.

Нам бы хотелось, чтобы дети с пользой проводили свободное время, в социально одобряемых формах и содержаниях, более культурно.

II. Причины и пути решения проблемы свободного времени школьников.

        У любой проблемы есть причины! Как говорил Козьма Прутков "Зри в корень".

Дети много свободного времени проводят в интернете.

        Я хочу обратить Ваше внимание на следующую  информацию.

        В телепередаче ОТР от 11.05.23г  ведущий привёл  статистику:

3-6 лет

68%

7-11 лет

83%

12-14

93%

Из таблицы мы видим, как  рано начинают пользоваться дети интернетом.

        Специалисты в области воспитания и образования говорят, что конкурировать с интернетом не стоит, а гость этой программы - Герман Клименко высказал мысль: "Будущее наших современных детей абсолютно компьютеризировано".

         Нам нужно не жёстко запрещать пользоваться интернетом, а объяснять, что есть выбор между хорошим и плохим; полезным и бесполезным. Объяснить, что мы заботимся о его здоровье и т.д. Конечно, ребёнку необходимо знать запреты, но они должны быть чёткими, ограниченными. Мы, в свою очередь, должны быть последовательны в их предъявлении.

Рассмотрим пример.

        Ребёнок здоров, умеет ходить на лыжах. Ему это интересно. Он с удовольствием  соглашается, предлагает сам прогулку на лыжах либо с компанией друзей, либо с родителями, семьёй. Ездит на соревнования. Родители поддерживают увлечение ребёнка. Знают когда у него занятие в секции. Его увлечение  проходят не в ущерб дому и школе. У ребёнка есть товарищи и в школе и в клубе, где он занимается.

        Идеальный пример. Ни для ребёнка, ни для семьи нет проблемы свободного времени.

        Возникает проблема там, где дети не знают чем заняться, не умеют планировать своё время, нет стойкого интереса к чему- либо, нет взаимопонимания с родителями...

        Что делать?

        Снова обратимся к мудрому изречению. На сей раз к высказыванию Александра Семёновича Шишкова - президента  Российской Академии Наук (с 1813 года): "Зри в корень: сын всегда говорит языком отца".  Для нас это означает, что родители всегда служат примером.

Нам же хочется, чтобы ребёнок проводил время культурно! А каковы же наши установки и представления?  Ребёнок, наблюдая родителей, учится у них жизненным навыкам, умениям и способам проведения свободного времени в том числе.

        Свободное время - это время для саморазвития, самореализации. Родителям необходимо создавать условия для реализации детьми своих потребностей и увлечений. Пусть занимаются танцами, рисованием, спортом, пением, общением. Важно, чтобы их занятия соответствовали их интересам,  а родители рядом - помогают ребёнку проанализировать результат и затраченное  время.

Одним из занятий в свободное время является чтение. Интерес к чтению тоже развивается в семье.

В доме есть книги и для детей, соответствующие их возрасту, и есть книги для взрослых. Дети видят, как часто и с интересом взрослые проводят время за чтением литературы. Ребёнок может выбрать дома книжку для чтения или идёт за ней в библиотеку. Ребёнок  получает  книгу в подарок. Вот они  условия для развития интереса к чтению.

Хочу привести пример из фильма "Линия Марты". Действие фильма проходит в Петербурге (Ленинграде). Мать Ольга и дочь-подросток Наташа решают искать Марту. Поводом такого решения стало письмо из далёкого блокадного Ленинграда 1942 года: " .... найдите Марту и скажите, что я её люблю".

Взаимоотношения героинь фильма происходит на фоне жизненных трудностей - развод родителей, трудный возраст дочери. Во время беседы Наташи с мамой о Марте, Ольга предлагает дочери прочитать книгу Д. Гранена "Блокадная книга" и на нежелание дочери читать говорит, что такие вещи надо знать и помнить. Ненавязчивое, спокойное поведение мамы даёт положительный результат. Далее мы видим сцену, где девочка  утром встаёт с кровати и  убирает раскрытую «Блокадную книгу» под подушку. Она начала её читать. (Показ фрагмента фильма).

Данный пример показывает, как выдержка и такт мамы способствовали читательскому интересу ребёнка. Она не спорила с дочерью, не критиковала её, а сказала: "Это должен знать и помнить каждый" и дала понять дочери, что выбор за ней. Дочь сделала правильный выбор.

Семейное чтение, это не просто способ проведения свободного времени, а традиция, объединяющая семью.

Специалисты предлагают заранее выбрать день и время, когда семья в сборе и никто никуда не спешит. Читать текст вслух по очереди или по ролям.

После прочтения книги или ее главы  обсудите прочитанное. Узнайте мнение ребёнка о героях и их поступках. Возможно, беседа покажет, что ваши мнения не совпадают. В этих условиях ребёнок будет учиться мыслить, отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои выводы, соглашаться с мнением других людей и "принимать их правоту"  -  всё это ему пригодится во взрослой жизни.

Мы с вами отметили, что дети любят своих родителей, любят и хотят общаться с ними. И уже от нас зависит, как подхватить этот контакт. "Не пускать на самотек формирование читательских интересов, влиять на них подбором и отбором. Сделать так, чтобы не прошли мимо ни стихи Маршака, ни сказки Перро и Андерсена, чтобы в свое время ребёнок восхитился удалью Конька-Горбунка и заплакал над горестями Маленького Оборвыша, чтобы узнал из похождений Пети с Гавриком и Тома Сойера с Геком Финном цену дружбы и верности, почувствовал молодую чистоту и благородство героев пушкинских повестей".

Непосредственное участие родителей в жизни детей вносит в их жизнь душевность. И дети согласны тратить свое свободное время на такие минуты и часы.

В этой связи, Наталья Абазовская в своей статье о свободном времени подростков, приводит слова Короля из сказки «Золушка»: «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — справедливым». 

III. Заключительное слово.

        Вот, уважаемые родители, таковы акценты в решении проблемы свободного времени детей и чтения, как способа проведения свободного времени.

        Ваши вопросы.

Спасибо за внимание.

Источники информации, используемые для подготовки выступления

Абазовская Н. Как современные дети проводят свободное время? И как хотят его

проводить? /NashVitebsk.by;

Дандрава В.Б.Родительское собрание «Свободное время и книга». Сайт на          Инфоуроке;

Телепередача ОТР от 11.05.23 года.