На трех китах. Сухомлинский В.А.

Учительница одной из школ Кировской области, побывавшая недавно у нас в гостях, жаловалась:

- Что происходит с детьми в школе, не пойму. Приходит сообразительный и пытливый мальчик. И вот в пятом классе, смотришь, уже посредственный ученик, в шестом учится неохотно и попадает в неуспевающие...Чем объяснить это?

Ну действительно. Почему многие ученики плохо учатся? Почему восьмиклассник зачастую не может самостоятельно разобраться в элементарном вопросе, требующем размышления? По теории-то обучения должно быть так: чем больше ученик знает, тем легче овладевать ему новыми знаниями. На практике получается совсем не то: чем больший объем усвоил ученик, тем труднее ему учиться. Почему так происходит? Почему, окончив восьмой класс, многие подростки не хотят учиться дальше: говорят, что учиться им трудно?

По моему глубокому убеждению, вся система обучения в современной школе страдает очень серьезным недостатком: не хватает умственного воспитания -- специальной работы, направленной на развитие способностей ученика. Ученик изо дня в день, из года в год повторяет чужие мысли, а своих собственных не выражает. Перед ним становится единственная задача: запомнить, сохранить в памяти, воспроизвести. Нелепо, уродливо сводить, как мы это делаем , изучение родного языка в школе к штудированию грамматики. Ведь ребенок понимает тончайшие оттенки родного языка задолго до того, как он узнает, что на свете есть грамматика. Следовательно, первая задача школы - научить хорошо мыслить и говорить. Опытные учителя убеждены: и грамматику многие ученики плохо знают потому, что слово не стало средством умственного развития.

Тридцать три года работы в школе убедили меня: в основу системы обучения нужно положить живое слово и творчество ребенка. Не повторение чужих мыслей, творение собственных. Я имел счастье (да, это настоящее счастье) провести учеников через всю тропинку познания - от приготовительной группы до окончания десятого класса. И я уверен: чтобы пытливость, любознательность, живость ума и яркость воображения не только не угасали, но и развивались, необходимо то, что я называю уроками мышления.

Будущие ученики, шестилетние дети, приходят ко мне в школу два раза в неделю. Мы идем с ними в сад, в лес, на берег реки, в поле. Наша книга - это окружающий нас мир, солнце, деревья, цветы, облака, бабочки, цвета и звуки, многоголосая и сложная музыка природы. Каждый наш поход посвящен одной страничке книги природы. Вот названия этих страничек: живое и неживое в природе; жизнь в воде и на земле; колосок и зернышко; пробуждение природы весной; первые признаки осени; как живут муравьи; жаворонок в небе...

Дети учатся видеть, познают на собственном опыте глубокую связь между предметом и словом. На уроках мышления происходит то, чего никогда не может дать никакая книга, никакой класс: дети воспринимают окружающий мир не только умом, но и сердцем. Они глубоко ощущают эмоциональную окраску слова: слово становится как бы искрой, зажигающей порох собственной мысли. На уроках мышления дети не только  слышат - чувством воспринимают слова: вечерняя заря, летние сумерки, мерцание звезд, ласковый ветер. Звучание этих слов навсегда слилось в их сознании с яркими, незабываемыми картинами, волнующими сердце, а поэтому и ставшими в их сознании глубоко личными, своими.

Каждый ребенок по самой природе своей - поэт, но чтобы в нем заиграла поэтическая струна, чтобы открылся родничок творчества, его надо учить наблюдать, подмечать многочисленные отношения между вещами, явлениями. Вот цветущее дерево. Дети видят игру солнечных зайчиков, белые лепестки цветов, хлопотливую пчелу, дрожащую веточку, беззаботного мотылька. Я показываю детям десятки отношений между этими предметами, и пробуждается живая, своя мысль, дети сочиняют сказки. Лишь между теми предметами, которые видят дети, можно найти десятки тысяч отношений - значит о цветущей яблоне и весеннем солнышке, о пчеле и о веточке, о мотыльке можно составить десять тысяч сказок, сюжет каждой из которых будет совершенно самостоятелен.

Вот несколько сказок, придуманных моими учениками на уроках мышления, которые проходят в нашей школе с подготовительного класса по седьмой.

ЛЕПЕСТОК И ЦВЕТОК

Расцвел белый Цветок георгина. Летают над цветком пчелы и шмели, берут нектар.

В цветке было сорок два лепестка. И вот один Лепесток возгордился:

- Я самый красивый. Без меня цветок не цветок. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?

Понатужился Лепесток, вылез из цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать цветок.

А Цветок как ни в чем не бывало улыбается солнышку, зовет к себе пчел и шмелей.

Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? - спрашивает Муравей.

-Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и цветок не цветок.

-Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты, - не знаю..

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет.

Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничто.

                    (Таня Кулиш, 3-й класс).

 

КРЫЛАТЫЙ ЦВЕТОК

Это было летом..Поднялся сильный ветер. Принес он в луг семечко с двумя пушистыми крыльцами. Село семечко на лугу среди травы. Удивилась зеленая Трава:

-Кто ты?

-Я Крылатый цветок, - отвечает семечко, - Буду расти здесь, в траве.

Трава обрадовалась новой соседке.

Прошла зима. Зазеленела Травка. Там, где опустилось семечко Крылатого цветка, показался толстый стебелек. На нем расцвел желтый цветок. Яркий, как маленькое солнышко.

-Да это же одуванчик! - сказала Трава.

               (Наташа Малолетко, 1-й класс)

КТО УМНЕЕ

Заспорили Бык, Козел и Баран, кто умнее. Каждый говорит: «Я умнее всех». Никому не хочется быть глупее других.

Вот они пошли к Ослу, чтобы он рассудил, кто из них умнее. Осел дал им задачу:

- Пусть каждый из вас скажет, почему растет трава. Кто скажет умнее других, тот самый умный.

Бык говорит:

-Трава растет потому, что дождик идет.

Козел говорит:

- Потому, что солнышко греет.

А Баран молчит. Молчит день, два, три, неделю.

И Осел решил, что Баран самый умный. Раз он молчит - значит он себе на уме. А Бык и Козел хоть и сказали, но ведь они могли ошибиться.

                    (Галя Шевченко, 3-й класс)

Передо мной тысячи сказок, сочиненных детьми, и каждая из них хороша по-своему. Три вы теперь прочитали. Я еще раз повторяю: такого результата можно достигнуть лишь тогда, когда слово входит в духовную жизнь ребенка как глубоко личный инструмент творчества. И использовать его надо именно в пору детства и раннего отрочества. Того, что не сделано в эти годы (особенно в 6-10-летнем возрасте), никогда не наверстаешь. Если ребенок не учиться мыслить и творить словами в начальной школе, то приступать к этому тончайшему труду в пятом классе бессмысленно.

Вся система обучения и умственного воспитания в нынешней школе нуждается в коренном научном усовершенствовании. Пусть в школе царствуют яркая мысль, живое слово и творчество ребенка. На этих трех китах должно стоять все содержание, весь характер духовной жизни, умственного развития школьников.

 

Комментарии

Я думаю, что самое главное на учебную мотивацию влияет семья, надо с малых лет прививать любознательность, познавательную активность, а вот задача учителей начальных классов поддержать пытливость детского умственного труда.
Елисеева Ирина Анатольевна

Если в то время, когда я училась в школе, нам задавали написать какой-то доклад или сообщение по определённой теме, мы шли в школьную или районную библиотеку и обложившись книгами или подшивками газет, искали нужную информацию. Оформляли как полагается, писали от руки и с этим докладом выступали перед всем классом. То теперь нашим детям никуда ходить не надо, в пыльных книгах копаться тоже не надо,пришёл домой нажал на клавиатуру ноутбука и вот, пожалуйста, доклад готов. Без всяких своих размышлений и выводов. Если раньше в транспорте можно было увидеть человека с книгой, то теперь большинство с мобильником или дремлющим. По телевизору также мало познавательных и поучительных программ, а больше отвлекающих и совращающих. Бедное мышление у нашей молодёжи, совсем не умеют разговаривать, рассуждать, спорить, отстаивать своё мнение.
Каретникова Ульяна Геннадьевна

Как Вы правы, Ирина Анатольевна! Так и было!

В чем-то я согласна с Ириной Анатольевной. Но в чем-то виноваты и мы. Иногда нам проще предоставить готовый ответ детям, чем учить их мыслить. Также бывает и на уроках: у нас просто нет времени ждать, пока они будут искать решение- надо "гнать" программу.
Абанина Диана Петровна

Научить мыслить ребёнка - серьёзная задача не только для учителя. Тут надо всем вместе работать, семье и школе.
Зайцева Ирина Николаевна

Уважаемые коллеги! После знакомства с трудами великих педагогов прошлого, на сердце остаётся осадок, что по прошествии стольких десятилетий в системе образования ничего не меняется. Мы, современные педагоги, идём по кругу и пытаемся ответить на вопросы, на которые ответы уже даны. Нам бы весь накопленный опыт в практику, а мы как будто заново всё открываем.
Жмакина Елена Александровна

Уважаемые коллеги! Мне кажется, что сама наша система образования отучает наших детей мыслить и творчески развиваться. С введением ЕГЭ вся наша работа направлена на то, чтобы натаскать ребенка на правильные ответы. Чем больше вариантов прорешаешь, тем больше вероятность. что такие вопросы попадутся на экзамене. Сами тестовые проверочные работы лишают ребенка необходимости мыслить, творчески размышлять да и просто говорить, высказывать свои мысли. Дома все-время занятые родители, все домашние задания выполняются с помощью решебников. Вот и получается, что куда ни глянь, а все-равно виноваты мы- взрослые.
Терешкевич Оксана Валерьевна

Мне жаль нашу потерянную систему образования. Все наши руководители получили то, что имеют сейчас, благодаря ей, а теперь обвиняют её и ставят ярлыки. Я скажу - дети с каждым годом сложнее и слабее, а программы не расчитаны под изменяющийся портрет среднего ученика. Нам навязывают(!!!) европейские стандарты и предлагают верить, что это результативно.
Зарьянова Марина Кирилловна

Понравилась статья! Чтобы работать так - нужно обладать высоким педагогическим мастерством и горячим желанием.

Абрамова Ольга Анатольевна

Интересная статья.

Русинова Надежда Владимировна

Очень интересная статья. Прямо даже задумалась: кто ВИНОВАТ? Ученики, родители, учителя? Все мы рады друг на друга спирать... Мне кажется, тут нет чёткого шаблона. Некоторые родители знают и умеют учить своего ребёнка мыслить, а некоторые - нет (они инженеры, банкиры... не педагоги). кто же им это подскажет, учительница, которая отмахивается от родителей, потому что её все достали со своими проблемами? государство? ребёнок САМ?

Березина Наталья Валентиновна

Полезная статья.

Кузнецова Ольга Анатольевна

А я вижу "корень зла" все-таки в ПРЕЕМСТВЕННОСТИ или, точнее, в ее отсутствии при переходе ребенка на разные этапы обучения. Часто учителя среднего звена не представляют, какой класс берут в пятом. А учителя начальных классов считают, что "детей портят в среднем звене!!!" (цитата, однако).

Иванова Ольга Александровна

Какие талантливые !

Чеботаева Ирина Владимировна

Познавательная статья. Спасибо.

Владимирова Татьяна Федоровна

Уроки мышления - интересная идея!

Замечательно, эти уроки мышления и вызывают интерес у детей и развивают мышление. Действительно, в школах не хватает творческого подхода к детям.

Каретникова Ульяна Геннадьевна

В то далёкое время, когда я училась в школе, мы писали доклад или сообщение по определённой теме, то обязательно шли в школьную или городскую библиотеку, искали там нужную информацию. Сокращали текст, красиво оформляли, писали от руки, и с этим докладом выступали перед всем классом. То теперь всё не так. Один клик...