Методы и формы работы с высоко мотивированными детьми на уроках и во внеурочное время

Алагуева Наталья Саяновна

Обучение - это целенаправленный, упорный и мотивирующий процесс, поэтому наша задача состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность на уроках. А как повысить эффективность обучения интересует многих, поэтому проблема мотивации является всегда актуальной. Одна из главных задач учителя состоит в том, что нам нужно не только выявить одаренных детей, но и создать условия для формирования индивидуальности, математической культуры ребенка.

В гимназии над этой проблемой мы работаем все вместе, в том числе учителя математики и информатики. Работа коллаборации учителей нашей гимназии при работе с высоко мотивируемыми детьми состоит из следующих этапов:

1. выявление таких детей;

2. построение индивидуальной траектории развития способностей ученика;

3. создание условий на уроках;

4. привлечение ребят к посещению факультативов, кружков с определенной направленностью;

5. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).

Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию. Используются следующие формы и методы работы:

- групповые формы работы,

- самостоятельная познавательная деятельность учащегося,

- дискуссии, диалоги,

- творческие задания,

- семинары, практикумы,

- интерактивные методы.

В классе всегда найдется группа детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Именно они:

-проявляют любознательность;

-способны сами видеть, находить проблемы и их решать, активно экспериментируя;

-имеют устойчивое внимание, развитую речь, хорошую память, высокий интерес к новому, необычному;

-проявляют оригинальность суждений, высокую обучаемость;

-стремятся к самостоятельности.

Именно о работе с такими детьми хочется рассказать.

Говоря о формах работы с высоко мотивированными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Нам повезло, мы осуществляем обе формы работы.

Формирование особого отношения к точным наукам у нас в гимназии начинается в начальной школе. Ведь если учитель начального образования не заложит в них математическую культуру, начальные навыки, то нам уже будет в средней школе трудно начать развивать способности ребенка к углубленному изучению предметов.

В гимназии помогают выявлять одаренных детей МиКЭБИ, под руководством Юрия Гатанова. В классы МиКЭБИ дети отбираются, с ними и с родителями работают учителя и психологи. Параллельно с ними, учителя гимназии также ведут работу с детьми, имеющими повышенную мотивацию изучения математики. Эти дети работают по методу опережающего развития. К окончанию начальной школы они умеют не только складывать, вычитать, умножать и делить, но и знают, что такое процент, решают показательные и логарифмические уравнения.

В целом, учитывая возрастные особенности: в 5-7 классах акцент делаем на игровую образовательную технологию, творческие задания, групповые формы работы, самостоятельную деятельность, с целью привития у учащихся познавательного интереса к предмету. На этом этапе учащиеся начинают посещать факультативные занятия, кружки. Например, кружок олимпиадной математики, благодаря которым ребята активно участвуют во всех олимпиадах по предмету. Кружки ведут не только учителя гимназии, а также мы тесно сотрудничаем с центром олимпиадной подготовки Энтер. Класс делится на подгруппы, работают по отдельным траекториям: углубленной и общеобразовательной.

В основу обучения среднего звена (8-9 классы) входит дифференцированный подход, который способствует дальнейшему развитию учащихся высокого уровня с обязательным овладением минимума знаний по предмету всеми учащимися.

Дифференцированный подход стараемся осуществлять на определенных этапах урока. Именно уровневая дифференциация позволяет создавать в классе группы, работающих с заданиями опережающего характера. Систематическая работа в этом направлении приводит к тому, что у детей, работающих в группах повышенного уровня, возникает потребность в самостоятельном, ускоренном изучении новых тем.

Обучение старшего звена (10-11 классы) основывается на образовательной технологии проблемного обучения, которое способствует развитию исследовательской деятельности и творческого мышления каждого ученика.

Учащимся с повышенной мотивацией к учебно – познавательной деятельности рекомендуется давать творческие и самостоятельные работы; использовать коллективные способы обучения. Ежегодно в гимназии проводится неделя научно–практических конференций. Учащиеся с начала проходят отбор внутри класса, затем на общешкольной конференции.

Все это делаем с целью создания необходимых условий, содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению предмета, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.

Итак, учителя гимназии используют различные формы работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению. Учащиеся активно принимают участие в различных олимпиадах по предметам математика и информатика. У истоков олимпиадного движения в гимназии стояла Валиулина Марина Георгиевна. Именно благодаря ей у нас есть целая система работы с высоко мотивированными детьми. Итогом работы могут служить достижения ребят в различных конкурсах, играх, олимпиадах. Призеры и победители гимназии есть во всех олимпиадах городского и республиканского уровня.

По итогу хочу отметить, что все вместе мы работаем над повышением математической, информационной и общей культуры учащихся.