Развитие функциональной грамотности

Петкевич Ирина Михайловна

Развитие функциональной грамотности на коррекционных занятиях учителем-логопедом

 

 

 

Составила:

Петкевич И.М.

Учитель-логопед МБОУ СОШ №191

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признание приоритета инклюзивного образования требует новых отношений между всеми субъектами образовательного процесса. Перед современной школой стоит задача в формировании разносторонне развитой личности обучающихся с ОВЗ, обладающими способностью оперативно творчески решать возникающие учебные и жизненные задачи.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ необходимо организовать:

  • Развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
  • Разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях. А.А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности». Развитие функциональной грамотности у младших школьников с ОВЗ является актуальной задачей учителя-логопеда в настоящее время. Важно уделить особое внимание на развитие возможностей для саморазвития и самообразования детей с ОВЗ именно в начальном звене.

В силу своих индивидуальных психоэмоциональных и физиологических особенностей у детей с ОВЗ затруднено формирование функциональной грамотности.

Для формирования функциональной грамотности учителю-логопеду следует работать с каждым её компонентом.

Компоненты функциональной грамотности:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Креативное мышление
  • Естественно-научная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции

В каждый компонент входит воображение. Значит развивая воображение, мы развиваем функциональную грамотность. Таким образом, важным психическим процессом, играющим большую роль в формировании функциональной грамотности ребенка с ОВЗ, является воображение.