Консультация для родителей на тему: «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

Смолина Ольга Юрьевна

Консультация для родителей на тему:

«Влияние мелкой моторики на развитие ребенка»

 

      Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики.

      Упражнения на развитие мелкой моторики руки являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими. Исследование М. М, Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представление в коре больших полушарий мозга. Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного на печень и почки, мизинца - на сердце. Работы В. М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Для развития мелкой моторики есть множество заданий.

· Действия с мелкими игрушками;

 · Рисование, штриховка, разукрашивание;

· Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами;

· Действия с песком: пересыпание песка, лепка из сырого песка;

· Лепка пластилином, солёным тестом, глиной;

· Ира с мозаикой;

· Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;

 · Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений;

 · Действия с водой: переливание воды из одной ёмкости в другую;

· Действие с верёвочками: завязывание и развязывание узлов, бантиков;

· Движение пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленьким мячиком, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками и другими предметами;

 · Конструирование из лего;

· Показ пальчикового театра;

· Пальчиковые гимнастики Мелкая моторика развивается у детей, даже когда родители специально этим не занимаются. В процессе самообслуживания, когда ребенок сам натягивает колготки, застегивает молнию на куртке, вытирает со стола крошки. Однако тенденция современного мира такова, что родители часто спешат, либо это гиперопекающие родители, поэтому стремятся сделать все сами, а в результате тормозится развитие пальчиковых движений, не укрепляются мышцы рук. Для того чтобы избежать отставания в развитии мелкой моторики родителям следует создавать развивающую среду в доме, а также научиться рассчитывать свое время так, чтобы у ребенка было достаточно времени для самообслуживания и выполнения посильных бытовых дел